Во втором веке до нашей эры мудрец Патанджали систематизировал большое учение о йоге и записал его в виде лаконичных сутр. Отсюда и название – Йога Сутры Патанджали.
Слово “йога” означает связь или контроль. “Сутры” означает нить, последовательность. Эти сутры представляют собой упрощённое знание из ведических текстов о пути самопознания, используя человеческое тело и разум для этой цели. Патанджали сам не придумывал йогу, он переработал её в более удобный и краткий вид, для лучшего понимания и руководства в практике.
Восемь ступеней Йога Сутр Патанджали
1. Яма – это принципы правильного взаимоотношения с окружающим внешним миром. Он означает непричинение вреда окружающим – принцип ахимсы. Это принцип доброго отношения ко всем живым существам. Он предполагает отказ от насилия, воровства, обмана и равнодушия к чужой беде.
2. Нияма – это принцип правильного отношения к самому себе, к своему телу. Он означает непричинение вреда себе и соблюдение ограничений для поддержания чистоты и здоровья своего тела. Он также предполагает чистоту ума, правильный, позитивный жизненный настрой.
Яма и нияма должны быть уравновешенны так, чтобы доброе отношение к другим не вредило самому себе.
3. Асана – упражнения для физического тела или поза тела. В йоге существует множество различных положений тела. Но в Сутрах Патанджали упоминаются лишь несколько основных. По сути, выполнение асан сводится к овладению удобной позы для медитации – падмасаны. Практикующий должен быть в состоянии сидеть долгое время неподвижно в одном положении тела.
4. Пранаяма – это дыхательные упражнения. Это метод, помогающий научиться управлять жизненной энергией – праной. Чтобы достичь медитации, нужно успокоить ум. Ум связан с праной. Управляя праной, йогин управляет умом.
5. Пратьяхара – отключение внимания от чувств, от восприятия внешней информации. На этой стадии практикующий перенаправляет своё внимание с внешнего мира на внутренний.
6. Дхарана – фокусировка внимания. На этой стадии йогин собирает свое внимание в единый поток, сосредотачивается на одном объекте или мысли. Здесь внимание ещё не стабильно, оно может незначительно колебаться.
7. Дхьяна – это уже состояние стабильного сосредоточения. Внимание полностью и непрерывно сосредоточенно на одном объекте или мысли.
8. Самадхи – высшее состояние осознания. В нём сознание пребывает в своём чистом виде, без отождествления с телом и разумом. В конечной стадии не остаётся ни одной мысли в разуме, и наблюдающий осознаёт самого себя. Это состояние высшего блаженства и свободы сознания.
Последовательность в прохождении стадий йоги Патанджали
Первые четыре ступени подготовительные. Последующие четыре ступени – это медитация в разных стадиях, от начальной до самой глубокой.
Практик должен последовательно переходить с одного уровня на другой. Допускается, что какие-то ступени будут практиковаться параллельно. Например, человек может начать изучать яму, нияму и параллельно он может выполнять асаны. Но всё же лучше переходить последовательно. Иначе, практика может быть не только неэффективна, но и принести вред.
***
Изображение на миниатюре: кадр Youtube (2 Secrets To Spiritual Growth | Patanjali Yoga Sutras Part 11 – Swami Mukundanada).