Философия йоги: между Богом и Эго

Представьте себе ситуацию, в которой один актёр играет множество ролей. Его талант позволяет ему настолько сопереживать персонажам, что он забывает, что они всего лишь маски, временные личности.

Философия йоги использует похожую метафору – есть только один Абсолют, в котором содержится всё, что есть. В каждом человеке живет Индивидуальное Я (Атман), которое является частью Вселенского Я (Брахмана).

Атман – это искра, элемент Бога, микрокосм, который является отражением Брахмана – макрокосма. Наша личность, индивидуальность, эго – то, с чем мы отождествляем себя. Отражение этих истин можно найти в индуистском приветствии «намасте», которое не просто приветствие, но признание того, что наши души имеют одну основу и связаны с Абсолютом.

Люди, практикующие аштанга йогу, начинают практиковать мантру со слов “Vande gurunam caranaravinde” (“поклонение лотосным стопам Гуру“). Эти слова являются началом одного из гимнов Ади Шанкары, индийского святого, который жил в восьмом веке нашей эры. Шанкара стал одним из великих реформаторов восточной философской мысли и положил начало течению, которое в восточной философии называется Адвайта-веданта.

В настоящее время это самое популярное направление Веданты в Индии. Оно предполагает, что индивидуальное Я каждого человека – Атман – едино с Вселенским Я, Абсолютом. К сожалению, завеса иллюзии (майя) препятствует переживанию человеком этого единства. Только когда майя уничтожена, человек может ощутить свою истинную природу, связь с Высшим.

Брахман – это олицетворение Бога, который может быть изображен в разных лицах – как Вишну, Кришна или Брахман. Для индусов даже Иисус является божественным воплощением, потому что Бог один. Вступительная мантра относится к вышеупомянутому философскому течению. Это очень важный факт, потому что он дает контекст всей практике Аштанга йоги. Практика состоит в том, чтобы удалить все внутренние препятствия, которые обуславливают наше существование. К препятствиям относятся желание, гнев, иллюзия, жадность, зависть и лень, которые вводят в заблуждение чувства и искажают наше восприятие мира и нашу собственную природу.

Практика йоги заключается в развитии сознания божественности в человеке. Она учит новому осознанному мышлению и изменению поведения, так что вы можете видеть вещи, которые действительно важны в жизни. Она учит нас, что мы практикуем йогу не для какой-то цели в будущем, а для того, чтобы отказаться от ментального ада, в который мы погружены. Цель упражнений не достигается где-то в неопределенном будущем, это происходит, когда вы практикуете. Внимание покоится в настоящем, в текущем моменте. Оно ничего не ищет, но наблюдает за тем, что «есть», а не за тем, чем оно должно быть или чем оно было. Благодаря этому мы переживаем жизнь, а не получаем ее пассивно. Благодаря этому, затаив дыхание, мы смотрим на восход и закат солнца, обращаем внимание на прикосновение ветра, на вкус блюд,

Не только модели мышления, но и индивидуальное эго отделяет нас от мира, в котором мы живем. Вместо того, чтобы осознать данный факт, мы накладываем на реальность сетку наших собственных концепций, взглядов, идей и жизненного опыта, что заставляет нас смотреть на одну и ту же реальность по-другому.

Согласно индийской философии, эго принадлежит майе, иллюзии. Только когда иллюзия устранена, божественный элемент можно увидеть внутри. Однако действительно ли имеет смысл удалять то, что в конце концов не существует? Хотя учения Востока говорят, что эго – это иллюзия, оно «есть». Но это не вещь или явление. Это процесс, который постоянно меняется, развивается.

Возможно, вместо того, чтобы разрушать свое собственное эго, следовало бы познать его? Эта максима была на фасаде храма Аполлона в Дельфи – «познай себя». Благодаря этому мы можем почувствовать хрупкость того, кем мы являемся или кем мы себя считаем. Нам не нужно ничего удалять или бороться с чем-либо. 

Различные пути йоги ведут к одному и тому же опыту. Например, в бхакти-йоги практик исполняется такой глубокой любовью к божеству, что забывает о себе. Карма-йога направлена на служение другим, и все дела посвящены Богу. Йог отказывается от плодов своих поступков и не ожидает вознаграждения за них, благодаря чему он контролирует эго. Мастер раджа-йоги, достигая высших состояний сознания, ощущает, что субъект и объект познания едины, и в этих отношениях нет места для отдельного эго.

В традиционной религии, основанной на патриархате (христианство, иудаизм, ислам), индивидуальное Я не может быть тождественно с Богом. Бог представлен как патриарх, недостижимое сознание. Он – Господь Вселенной, Царь, Правитель всех Творений, Добрый Пастырь, Всемогущий, Милостивый Отец. Бог в западных традициях – личный бог, а человек – только подчиненное существо. Этот образец мышления транслируется во все иерархические институты – от церквей до государственных учреждений. Это монархический, иерархический образ реальности. Есть правитель и подчиненные ему. Трудно представить себе свободу, равенство и любовь в таких отношениях. Монархия, которую мы очень хорошо знаем по истории, основывает свою власть на власти и боится непослушания. 

Чрезвычайно сложно примирить эти два совершенно разных способа мышления о мире, человеке и Боге. В восточных понятиях божественность – это сила, которая движет миром. Она не человек или явление. Это деятельность, вечное становление, постоянно происходящий процесс, вибрирующая энергия, которая создает и разрушает. Мир не рассматривается как машина, в которой великий Архитектор или Строитель устанавливает законы и тянет за ниточки. Мир – это один живой организм, каждый элемент которого является частью целого, и каждый его элемент отражается в остальной части вселенной. Это понимали и мистики, и поэты. Отличным примером является Уильям Блейк, который написал:

Увидеть мир в одной песчинке 
И Космос весь – в лесной травинке! 
Вместить в ладони бесконечность 
И в миге мимолетном вечность!

В восточной культуре людям, которые пережили духовный опыт, поклоняются и уважают. Им удалось заглянуть за завесу непознаваемого. Их опыт доказывает, что мир не заканчивается тем, из чего он состоит. В западной культуре такие люди считаются несерьезными и даже безумными, потому что их мысли не вписываются в нашу рациональную парадигму.

Духовные переживания помогают преодолеть страх смерти и понять тривиальность земных желаний и удовольствий. Таким образом, они дают свободу и независимость. Такие понятия, как грех или ад, теряют смысл и власть контролировать человеческую совесть.

Великая индийская поговорка «Tat twam asi» означает «Ты есть Это». Она выражает единство человека и вселенной. Конечная цель каждого существа состоит в том, чтобы самостоятельно обнаружить этот факт и найти ответ на вопрос, «кто я на самом деле». Есть много инструментов для достижения этой цели, и йога является одним из них.

***

Автор: Krystian Mesjasz, научный сотрудник, социолог, культуролог, преподаватель йоги, аспирант филологического факультета в Опольском университете.

Ocean/ автор статьи
Нет истины глубже, чем Океан.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Oceanius.ru