Известный среди поклонников восточной философии преподаватель йоги Андрей Верба, представляющий клуб Oum.ru, в одном из выступлений высказал интересную точку зрения насчет так называемых религиозных сект. 

1990-е годы, когда пал не только Советский Союз, но и какие-либо преграды, мешавшие приходу новых идей в общественную жизнь бывших советских людей, были временем удивительного оживления духовной жизни.

Свою деятельность активизировали проповедники разнообразных христианских течений – пятидесятники и мормоны, адвентисты и свидетели Иеговы; рождались общества, распространявшие идеи предков-славян; мощным потоком стали проникать в общество восточные учения – йога, буддизм, вайшнавизм (поклонники Кришны) и др.

Русская Православная Церковь, чтобы удержать позиции на “духовном” рынке, активно защищалась от наступления новых идей. В большом количестве выпускались обзоры и книги, посвященные “чужеродным” верованиям. Чаще всего другие течения объявлялись деструктивными объединениями, сектами. И это нормальная ситуация. Самый простой путь попытаться удержать людей в поле своего влияния – найти нечто плохое в своём конкуренте.

Андрей Верба считает, что нет никакого смысла в критике и тем более навешивании ярлыков типа “секта” на представителей других религий. Каждое религиозное течение или философская школа привлекает только тех последователей, для которых данное направление наиболее соответствует их потенциалу, уровню развития.

В качестве примера Андрей Верба приводит известного во второй половине XX века индийского духовного учителя Ошо (Бхагван Шри Раджниш), осуществлявшего свою деятельность во многих странах, в том числе и США.

Так как люди в США в плане мировоззрения сильно отличалась от индийского общества, были больше ориентированы на физический и психологический комфорт, наслаждения, Ошо приходилось модернизировать свои идеи в соответствии со склонностями американцев. Пристрастия учеников встраивались в методики по личному совершенствованию, преобразованию энергии. Таким образом, Ошо давал ученикам такие методики трансформации своей личности, которые наиболее соответствовали их мироощущению.

Кармические последствия деятельности сектоведов

Так называемые “сектоведы”, включающие другие учения в список деструктивных обществ, действуют из не совсем светлых побуждений. Андрей Верба, разделяющий теорию кармы, полагает, что критики чуждых им учений в будущих воплощениях будут вынуждены сами становиться приверженцами тех духовных идей, которые будут отвергаться основным большинством.

Клуб Oum.ru Андрей Верба считает сообществом людей, не управляемых одним конкретным лидером, но при этом объединённых идеями саморазвития и здравого образа жизни.