Будда учитель

Будда Шакьямуни, учитель и мыслитель

Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (также известный как Будда – «пробужденный») был лидером и основателем секты странствующих аскетов (шраманов), одной из многих сект, существовавших в то время по всей Индии. Эта группа стала известна как Сангха. Учения Сиддхартхи Гаутамы считаются ядром буддизма: после его смерти основанное им сообщество постепенно превратилось в религиозное движение, которое окончательно утвердилось в качестве государственной религии в Индии во времена императора Ашоки, в 3 веке до нашей эры.

Сиддхартха – это личное имя на санскрите, означающее “тот, кто достигает своей цели”. Это имя наиболее известно на английском языке как название романа Германа Гессе, в котором главного героя (который на самом деле не Будда) зовут Сиддхартха. Санскритское семейное имя Гаутама означает “потомки Готамы”. “Готама” – это имя нескольких деятелей древней Индии, в том числе поэта “Ригведы”, а также Аксапада Гаутамы (или Готамы), известного индийского логика. Палийская литература обычно называет Сиддхартху Гаутаму Буддой Готама.

Традиционно значение термина “будда” понимается как человек, который проснулся от глубокого сна невежества. В индийской традиции выражение уже использовалось до, во время и после жизни Сиддхартхи многими религиозными общинами, но оно стало наиболее тесно связанным с буддийской традицией.

Кризис старой религии и появление новых философских школ

Во время жизни Сиддхартхи Гаутамы Северная Индия состояла из небольших независимых государств, боровшихся друг с другом за ресурсы. Это было время кризиса брахманизма, когда традиционный религиозный порядок в Индии оспаривался новыми философскими и религиозными школами, которые не соответствовали ортодоксальным религиозным взглядам Индии. Ведическая философия, богословие и метафизика, усложнявшиеся система ритуалов и жертвоприношений ставились под сомнение. Новые материалистические школы бурно развивались в Индии, подрывая репутацию и авторитет привилегированной варны жрецов – брахманов. Это приводило к религиозной анархии, которая способствовала появлению новых религий. 

Ко времени рождения Сиддхартхи Гаутамы интеллектуальный упадок старой брахманической ортодоксальной мысли породил скептицизм и моральный вакуум, который был заполнен новыми религиозными и философскими взглядами.

Идеи Сиддхартхи имеют некоторое сходство с работами Капилы, индийского мудреца, который жил, вероятно, около двух веков назад. Оба были заинтересованы в том, чтобы избавить человечество от страданий. Они отказались от решений, предлагаемых ведическими обрядами, особенно жертвоприношений; они считали эти обряды жестокими из-за их связи с убийством живых существ. И Сиддхартха, и Капила верили, что знание и медитация были истинным средством спасения. Кроме того, они оба стремились достичь состояния человеческого совершенства, и их подход был чисто агностическим. 

Разница в их подходах заключалась в том, что Капила структурировал свои взгляды в систему философии, которая не имеет ни малейшего намека на сочувствие человечеству в целом. Будда, с другой стороны, вложил в своё послание всеобъемлющее чувство сочувствия и глубокое беспокойство о бедных и угнетённых. Он проповедовал равенство людей (которое было в значительной степени забыто в индийском обществе) и выступал против неравенства и злоупотреблений кастовой системы.

Жизнь Сиддхартхи можно разделить на два этапа: до его просветления и после. В буддийской литературе термин Бодхисаттва (тот, кто находится на пути к достижению просветления) используется для обозначения Сиддхартхи до того, как он достиг просветления, а слово Будда используется для обозначения Сиддхартхи после его просветления.

Неясность в вопросе дат жизни Будды

Достоверных фактических данных о жизни Сиддхартхи Гаутамы очень мало. Его биография может быть дополнена сведениями из ранних буддийских текстов разных традиций. Эти рассказы наполнены мифами и легендами, которые, очевидно, вносили много неясности в реальную биографию Будды. В течение многих веков после жизни Будды эти тексты продолжали редактироваться. Вероятно, что истинные слова и рассказы Будды были перемешаны с поздними легендарными дополнениями из устных традиций. Более того, кажется очевидным, что редакторы окончательных версий многих биографий Будды внесли свои дополнения и изменили содержание текстов в соответствии со своими интересами, чтобы укрепить свои собственные философские и религиозные идеи.

Каменное изображение Будды
Статуя Будды. Youtube, Касё Гасанов

Читая первый выпуск «Кембриджской историю Индии» (1922 год), можно найти следующее утверждение: “В настоящее время среди ученых существует общее мнение о том, что Будда умер около 480 года до нашей эры”.

Если бы это утверждение было верным, то это была бы самая ранняя точная дата, известная в истории Древней Индии.

Реальность такова, что среди ученых нет единодушной даты исторической жизни Будды. В 1988 году в Геттингене (Германия), состоялся симпозиум под названием «Датировка жизни Будды». Даты, предложенные группой экспертов, которые там присутствовали, начинаются от 486 г. до н.э. до 261 г. до н.э.

Последовательность событий в эти века неясна до сих пор, поэтому датировать жизнь Будды непросто. Помимо этого, существуют две разные хронологии, используемые для датировки жизни Будды: так называемая “короткая хронология”, также известная как индийская хронология (подтвержденная индийскими источниками и их китайскими и тибетскими переводами) и “длинная хронология”, известная также как цейлонская (основанная на сингальских (цейлонских) хрониках).

Индийский император Ашока Великий (304-232 гг. до н.э.), превратил буддизм в государственную религию и поощрял буддийскую миссионерскую деятельность. Он также обеспечил благоприятный климат для принятия буддийских идей и породил среди буддийских монахов определенные ожидания покровительства и влияния на механизм принятия политических решений. До Ашоки буддизм был относительно незначительной философской традицией в Индии, и некоторые ученые предположили, что влияние Будды в его собственные дни было относительно ограниченным. Археологические свидетельства буддизма между смертью Будды и временем Ашоки очень скудны; после времени Ашоки этих свидетельств стало в изобилии.

Согласно традиции тхеравады, смерть Будды произошла в 544 или 543 г. до н.э.: этот расчет основан на длинной хронологии (цейлонской). Когда ученые узнали точные даты жизни императора Ашоки, стало очевидным, что в этой хронологии были некоторые ошибки, и датировка Будды, основанная на этой хронологии, теперь не воспринималась как неоспоримая. Большинство ученых перенесли дату смерти Будды на 487 или 486 г. до н.э. Эта последняя дата продолжала сохранять консенсус среди ученых в течение многих десятилетий, и длинная хронология стала известна как «исправленная длинная хронология» или «исправленная цейлонская хронология».

Ранние буддийские тексты из материковой Индии, а также ссылки в самых ранних историографических работах традиции тхеравады датируют смерть Будды за сто лет до правления императора Ашоки. Эти данные основаны на краткой хронологии (индийской) и предполагают, что Будда умер в 370-368 гг. до н.э. Многое говорит в пользу этой более поздней даты, так как это означает только сто лет между смертью Будды и правлением Ашоки.

Версии дат жизни Будды, которые мы находим в текстах буддийской традиции, не относящиеся к науке, датируют смерть Будды от 2420 до н.э. до 290 года до н.э., и большинство из них не имеют доказательств.

Еще один способ датировать жизнь Будды – рассмотреть список так называемых патриархов. Все ранние буддийские свидетельства согласны с тем, что между смертью Будды и правлением императора Ашоки было всего пять патриархов. Датирование жизни Будды, основанное на преемственности патриархов, кажется гораздо более надежным методом расчета. Однако 220-летний промежуток (то есть количество времени, предложенное исправленной длинной хронологией) представляется слишком большим временем только для пяти патриархов.

Точной и всеми признаваемой даты рождения Будды нет. Этот вопрос – предмет исследований как в науке, так и в буддийской традиции. Было предложено несколько дат, но многие противоречия и неточности в различных хронологиях и системах датирования делают невозможным найти удовлетворительный ответ. 

Ниже представлены 4 версии дат жизни Сиддхартхи, согласно различным доступным источникам:

  • длинная хронология (цейлонская хронология): 624-544 гг. до н.э.
  • исправленная ​​длинная хронология: 566-486 гг. до н.э.
  • краткая хронология (индийская хронология): 448-368 гг. до н.э.
  • мнение современных ученых: 490 / 450-410 / 370 гг. до н.э.
Версии о датах жизни Будды

Современная наука соглашается с тем, что Будда скончался между 410 и 370 гг. до н.э., примерно за 140-100 лет до времени индийского императора Ашоки (268-232 гг. до н.э.). И ученые, и буддийская традиция сходятся во мнении, что Будда прожил 80 лет. Большей точности в вопросе дат жизни Сиддхартхи Гаутамы пока нельзя предоставить.

Жизнь Будды

Варной Сиддхартхи была варна кшатриев (правители, воины). Он принадлежал к клану Sahkya и родился в семье Gautama. Из-за этого он стал известен как «мудрец клана Шакья» Шакьямуни, что является наиболее распространенным именем, используемым в литературе Махаяны для обозначения Будды. 

Его отца звали Шуддходана (или Суддходана (Suddhodana – санскр.), а его мать – Майя. Всё, что известно о семье Шакья, получено из буддийских источников, и исторические факты в них размыты многими дополнениями и редакциями поздних веков. В некоторых текстах говорится, что князья рода Шакья были изгнаны из другого государства (известным как, по некоторым данным, как королевство Айодхья), они двинулись дальше и нашли государство Шакья. Несмотря на то, что Шуддходана Гаутама часто описывается как король, считается, что его статус был сродни статусу регионального лидера, подобно вождю племени. Правительство Шакья было организовано по типу республиканской системы, а не монархии: они проводили регулярные собрания, в которых принимали участие члены самых влиятельных семей.

Государство Шакьев находилось у подножия Гималаев, а семья Сиддхарты проживала в городе Капилавасту. Шуддходана был женат на Майе, и у него также была вторая жена, Махапраджапати, которая была младшей сестрой Майи. Вероятно, что у Суддходаны также были наложницы. Считается, что Сиддхартха родился в Лумбини (современный Непал), недалеко от Капилавасту. Лумбини стал известен благодаря индийскому императору Ашоке, который посетил этот район в 248 году до н.э. и установил столб с надписью в честь рождения Сиддхартхи. Он также построил стену вокруг этой деревни и приказал установить четыре ступы, чтобы отметить место рождения Будды. Возможно, что Сиддхартха родился и не в Лумбини, но, по крайней мере, мы точно знаем, что это мнение распространялось в буддийской общине во времена Ашоки и до его времени.

Майя умерла вскоре после рождения Сиддхартхи, возможно, через несколько дней; ребенок был воспитан Махапраджапати. Во всех отчетах подчеркивается чрезвычайная роскошь, которая окружала Сиддхартху, когда он жил в Капиталисту. Яшодхара (возможно, двоюродная сестра Сиддхартхи), была женой Сиддхартхи, и у них был только один сын, Рахула.

Осознание того, что он, как и любой другой человек, может быть подвержен различным формам человеческих страданий (болезни, старость и смерть), привело Сиддхартху к личному кризису. К времени, когда Сиддхартхе было 29 лет, он покинул дом и стал жить как бездомный аскет. Хотя обычно считается, что Сиддхартха тайно ушел из дома, эта легенда является более поздним дополнением. Ранние Священные Писания прямо говорят о том, что он покинул свой дом, «хотя его родители не скупились и плакали от скорби».

Будда. Shinjuku City, Japan.

Покинув Капилавасту, Сиддхартха начал практиковать йогу под руководством двух ведущих мастеров того времени: Арада Калама и Удрака Рамапутра. Сиддхартха не получил ожидаемых результатов, поэтому оставил мастеров, занятых крайним аскетизмом. К нему присоединились пять последователей. В течение шести лет Сиддхартха пытался достичь своей цели, но безуспешно. Понимая, что аскетизм не был способом достижения результата, которого он добивался, он отказался от этого образа жизни. Приняв пищу и ванну, Сиддхартха сел под деревом вида ficus Religiosa, где он, наконец, достиг нирваны (совершенного просветления) и стал известен как Будда.

Вскоре после этого Будда произнес свою первую проповедь в месте под названием Сарнатх, также известном как “парк оленей”, недалеко от города Варанаси. Это был ключевой момент в буддийской традиции, традиционно известный как момент, когда Будда «привел в действие колесо Дхармы». Будда объяснил “срединный путь” между аскетизмом и роскошной жизнью, четыре благородные истины (страдание, его происхождение, как ему положить конец, и восьмеричный путь или путь, ведущий к исчезновению страданий) и безличность всех существ.

Примерно в это же время к Будде присоединились первые ученики, была основана буддийская монашеская община, известная как Сангха. Сарипутра и Махамаудгаляйана были двумя главными учениками Будды. Махакашьяпа был также важным учеником, организовавшем Первый Буддийский Собор. От Капилавасту и Шравасти на севере до Варанаси, Наланды и многих других областей в районе бассейна Ганги Будда проповедовал свое знание около 45 лет. За время жизни он посетил свой родной город, встретил отца, приемную мать и даже сына, который присоединился к Сангхе вместе с другими членами клана Шакья. Упали, еще один ученик Будды, присоединился к Сангхе примерно в это время: он был Шакья и считался самым компетентным монахом в вопросах монашеской дисциплины. Ананда, двоюродный брат Будды, также стал монахом; он сопровождал Будду на последнем этапе своей жизни и убедил его принимать женщин в Сангху, создав тем самым Сангху Бхиккхуни, женскую буддийскую монашескую общину.

Во время деятельности Будды некоторые цари и другие правители описаны как последователи Будды. Сообщается, что противником Будды был Давадатта, его двоюродный брат, который стал последователем Будды, но оказался ответственным за раскол Сангхи, и он якобы даже пытался убить Будду.

Последние дни Будды подробно описаны в древнем тексте под названием Махапаринирвана-сутра. Будда посетил Вайшали, где он заболел и чуть не умер. Некоторые источники говорят, что здесь Будда произнес свою последнюю проповедь. После выздоровления Будда отправился в Кушинагар. По дороге он принял еду от кузнеца по имени Кунда, от которой Будда почувствовал недомогание и которая послужила причиной его смерти. Добравшись до Кушинагара, он в последний раз призвал своих учеников продолжить деятельность на благо всех существ, после чего скончался.

Мифы и легенды о Будде

Оригинальная биография Будды была объединена со многими легендарными рассказами и мифами. Концепция и рождение Сиддхартхи связаны с несколькими чудесами. Легенда гласит, например, что Майя не имела половых контактов с Шуддходаной; Будда вошел в лоно Майи через ее правую сторону в форме белого слона. Судьба ребенка была ожидаемой: группа святых предсказывала, что Сиддхартха станет могущественным монархом или Буддой. Шуддходана знал это пророчество, поэтому он сделал всё возможное, чтобы не дать Сиддхартхе стать свидетелем любых форм человеческих страданий, постоянно удерживая своего сына во дворце, среди роскошеств, буйства молодости и комфортной жизни.

Когда Сиддхартха приближался к своему просветлению во время медитации, дьявол по имени Мара попытался остановить его, но в итоге Мара потерпел поражение. Этот конкретный момент часто изображается в искусстве: Будда сидит в медитации, одна рука на коленях, другая делает жест, останавливающий Мару, означающий непоколебимость и стойкость, когда кто-либо подвергается искушениям демонов.

Чудеса были также внесены в биографию Будды. Следующее описание чуда призвано подчеркнуть благодарность Будды: “Будда должен пересечь пустыню в полдень. Боги из своих тридцати трех кругов сбрасывают ему зонтик. Будда, не желая оскорблять какого-либо из богов, умножается на тридцать трех Будд, так что каждый из богов видит сверху Будду, защищенного зонтиком, который он бросил ему”.

Ранняя буддийская община пыталась продемонстрировать, что то, чему учил Будда, не было чем-то новым; скорее, что он заново открыл вечную истину. Поэтому в буддийской литературе существует ряд утверждений, подтверждающих эту точку зрения, включая учение о существовании прошлых Будд. Это позволило буддистам претендовать на авторитет, аналогичный авторитету некоторых конкурирующих школ, таких как ведические и джайнские традиции, которые поддерживали свой авторитет, утверждая, что они возникли очень давно. 

Истории о прошлых Буддах следуют одному и тому же общему сюжету и структуре: все они сидят, скрестив ноги, в утробе матери; все они делают семь шагов на север сразу после рождения; все они отрекаются от мира после того, как стали свидетелями старости, болезни,смерти и нищеты; все они достигают нирваны; они никогда не умирают до того, как их миссия завершена; все они умирают после употребления мяса.

В буддийской литературе также представлены рассказы о предыдущих реинкарнациях Сиддхартхи Гаутамы. Одним из самых известных описаний такого рода является текст под названием «Сутра мудрых и глупых», в котором описываются многие прошлые жизни Сиддхартхи Гаутамы. Хорошо известным примером является популярная история, в которой принц Махасаттва (который на самом деле был Буддой во время одной из своих предыдущих жизней), вдохновленный состраданием и самоотверженностью, предложил свое тело в качестве пищи голодной тигрице, чтобы тигрица не съела своих, только что родившихся, детёнышей.

Наследие Будды

Поворотным моментом в жизни Сиддхартхи стало достижение нирваны. Образ Будды, медитирующего под деревом, так же важен в буддизме, как и образ Иисуса Христа на кресте для христиан. В чем смысл нирваны? Что это значит, что Сиддхартха Гаутама достиг просветления, став Буддой (пробужденным)? Точная природа состояния Будды обсуждается различными школами. Несмотря на то, что «нирвана» является очень популярным выражением в буддизме, буддисты так и не достигли полного согласия относительно его значения.

Нирвана – это санскритское слово, часто переводимое как «умирание», которое означает действие и следствие действия по чему-либо, например, “выбрасывание” и “уничтожение”. Сам процесс и его результаты также являются частью значения нирваны: “угасание”, “разрушение”, “успокоение”. Использование слова нирвана, по-видимому, началось раньше появления самого буддизма, и, возможно, было введено в буддизм вместе со многими другими религиозными элементами, связанными с движениями шраманов. Понятие нирваны также присутствует в джайнизме и в различных индуистских сектах; его точное значение варьируется в разных школах, но оно вращается вокруг идеи состояния блаженства и освобождения от индивидуальности и страданий цикла рождения и смерти.

В буддизме понятие нирваны воспринималось по-разному в зависимости от философской школы. Основная причина этих различий связана с тем фактом, что ранние буддийские тексты не дают четкого научного определения нирваны, а скорее выражают ее значение с помощью метафор. Известный пример можно найти в Палийском каноне, где нирвану интерпретируют как «когда пламя раздувается ветром». Здесь метафора относится к исчезновению «трех ядов» (или первичных недугов): жадности/чувственности, ненависти/отвращения и заблуждения/невежества. После этого человек больше не подвержен циклу смерти и перерождения.

Более натуралистический взгляд предполагает, что нирвана является кульминацией длительного процесса самосовершенствования и соблюдения личной дисциплины. Жить «просвещенной» жизнью, соприкасаясь с тем, что есть на самом деле, свободным от заблуждений, жадности и ненависти, в конечном итоге порождает нирвану, состояние человеческого совершенства.

Смысл учения и послания Будды также является спорной темой. Некоторые буддийские школы говорят, что его ядром является ненасилие, другие – сострадание, третьи – свободу от перерождения. 

Есть также ученые, которые утверждают, что Будда стремился восстановить доведическую индийскую религию, которая была похоронена под вековыми наслоениями и искажениями в религии и ритуалах. Некоторые из этих идей не являются оригинальными для буддизма. Ненасилие и сострадание были одним из столпов джайнизма до времён Будды, а свобода от перерождения представлена ​​в древних Упанишадах. 

Одним из аспектов послания Будды, которое кажется оригинальным, является гуманизм: понимание того, что люди в конечном счёте несут ответственность за свою судьбу и что никакие сверхъестественные силы, магические ритуалы и боги не могут быть привлечены к ответственности за наши действия.

Идея о том, что богов нет и что материальный мир – это все, что есть, уже была проведена некоторыми материалистическими школами в Индии, в частности чарваками.Так что в этом смысле это может показаться не оригинальным пониманием. Но подход этих школ был в значительной степени атеистическим, поскольку все они отрицали существование сверхъестественных сущностей. Как теистический подход ведической религии, так и атеистический подход материалистических школ в конечном итоге основаны на одном и том же убеждении: оба считают, что мы можем знать, существуют ли боги на самом деле; один подход допускает их существование, другой отрицает. 

Будда утверждал, что человеческое знание не может прийти к определенным ответам по этому вопросу, поэтому его взгляд был агностическим, он приостанавливал любое обсуждение по метафизическим вопросам и говорил, что не существует достаточных оснований для утверждения или отрицания рассматриваемых абстрактных идей.

Было бы исторически неверным утверждать, что Сиддхартха Гаутама считал себя религиозным лидером или что он сознательно решил начать новое религиозное движение. Он считал себя учителем, который отвергал пути традиционной индуистской религиозной мысли и предлагал своим последователям другой путь. Он считал многие ведические обряды и церемонии бессмысленными и оскорбительными, а также выступал против кастовой системы, подчеркивая равенство всех людей.

Кажется ироничным, что человек, чья работа в значительной степени основывалась на вере и обучении единству человечества и равенству между людьми, в конечном итоге был возведён в статус бога некоторыми из его последователей. Как бы странно это ни звучало, именно это произошло в некоторых буддийских кругах, особенно в Индии. Будда, изначально считавшийся человеком (мудрым и необычным, но только человеком), постепенно вошел в пантеон индуистских богов и стал рассматриваться как одно из многих проявлений бога Вишну. Возможно, его последователи думали, что, сделав его богом, образ Будды станет более могущественным и уникальным. Однако в Индии, наполненной бесконечными богами и богинями, сделать его богом – значит сделать его обычным, просто еще одним богом среди тысяч богов. Более того, его образ стал сосуществовать с мифом, ритуалом и суеверием, которые испортили его первоначальное послание. В конце концов, Будда был поглощен царством индуистских богов, его значение уменьшилось, и буддизм почти исчез на той земле, где он родился.

Забвение буддизма в Индии в древние времена было настолько полным, что когда западные ученые заново открыли для себя буддизм, источники, на которые они опирались, приходили из стран, расположенных рядом с Индией и вокруг нее: на самой родине буддизма не было никаких ценных записей.

***

Автор текста: Кристиан Виолатти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Oceanius.ru