Основатель Интегральной йоги Шри Ауробиндо получил очень хорошее образование как у себя на Родине, так и в Европе. Погружение в культуру чуждой индусам цивилизации позволило Ауробиндо постичь ее основы, и в дальнейшем помогло выразить его идеи в понятном для простого европейца виде. Блестящий ученый, пламенный революционер и вместе с этим гуру Интегральной йоги – учения, резко отличающегося по применяемым методам от подобных ему направлений.
В отличие от традиционных йогических практик, ставящих во главу угла отречение от материального и достижение Божественного, путь Шри Ауробиндо предполагает познание всех уровней тонкого мира, от низших до высших. Без этого, по мнению гуру, невозможно полностью достичь Божественного Абсолюта.
Дхьяна – медитация и созерцание
Медитации или – другое название – дхьяне (дхияне) – в Интегральной йоге уделяется большое внимание. Наряду с обычным типом медитации, когда внимание сконцентрировано на каком-либо единственном объекте, Ауробиндо также советует практиковать созерцание как вид ментальной концентрации на идее, образе или мысли, с целью приобретения знаний о них. То есть, если конечным результатом обычной медитации является очищение ума от посторонних мыслей в пользу одной главной, то созерцание предполагает наблюдение за движением мыслей внутри сознания.
Наблюдение предполагает абстрагирование сознания от процесса думанья – оно должно как бы отступить в сторону от круговорота мыслей и наблюдать, откуда они приходят и куда уходят. Гуру приводит аналогию с прохожими, которые проходят мимо наблюдателя, никак не задевая и не влияя на него. Человек должен понять, что все появляющиеся в его сознании мысли не рождаются внутри него, а приходят извне. Поэтому если сконцентрироваться на Божественном и отбрасывать все приходящие мысли, не давая им проникнуть внутрь сознания, то можно будет достичь той самой «чистой» пустоты в сознании, которая идеально подойдет для проявления знаний свыше.
Все методы – медитация как спокойное размышление об объекте, созерцание как наблюдение за работой человеческого ума, и концентрация как сосредоточение распыленного в разные стороны сознания на одной ментальной точке, одинаково важны в Интегральной йоге. Их можно практиковать как вместе, так и по отдельности, исходя из собственных сил адепта.
Объект и условия медитации в интегральной йоге
В качестве идеи для медитации и созерцания Ауробиндо предлагает использовать концентрацию ума на Боге, причем форма проявления этой высшей силы в принципе неважна. Гуру считает, что это есть наилучший объект для концентрации, вмещающий в себя истины всех существующих миров. Бог сам по себе является тем абсолютным знанием, достичь которого стремится любой человек, занимающийся духовными практиками.
Обычные в йогических практиках условия для проведения медитации, такие, как тишина, неподвижность физического тела, удаленность от людского общества, Ауробиндо считает необходимыми лишь на начальном этапе, когда способность новичка концентрироваться еще не так сильно развита и может зависеть от внешних воздействий. Тому, кто только начал постигать основы йоги, прежде всего, необходимо преодолевать мешающие концентрации ума факторы типа беспокойства, проявляющейся забывчивости, хаотического блуждания мыслей, а также взволнованности, исходящей от физического тела. Еще одним важным условием гуру считает чистоту помыслов, то есть в сознании не должно быть негативных эмоций, переживаний и тревожных мыслей, так как это мешает достижению поставленной цели.
Чтобы не давать сознанию распыляться вокруг на многие мысли и объекты, Ауробиндо советует концентрироваться в центре внутреннего ума – в месте, где оккультисты располагают так называемый «третий глаз», между бровями. Интегральная йога учит, что под слоем внешнего суетливого и неглубокого «Я» обычного человека прячется «Я» истинное, изначально стремящееся к Свету, к Божественной Истине. Именно это «Я» способно получать духовные знания и подниматься вверх в поисках Божественного. У него, согласно учению Шри Ауробиндо, есть два ментальных центра – один в сердце, а второй – в голове. В первом центре нужно концентрироваться на эмоции (например, стремлении к Истине), а в другом – на мысли.
Конечная цель медитации
Основной целью медитации является достижение Безмолвия, когда в поверхностном сознании отсутствуют любые мысли, а присутствует покой и тишина. Только тогда можно будет достичь Божественного или же оно само снизойдет в сердце йога. Не нужно бороться со своими мыслями или же прилагать усилия к получению некоей Силы просветления, достаточно призывать Божественное в свое сознание, стремиться к нему всем своим существом, с твердой и непреклонной волей к достижению своей цели.