•  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Уже несколько столетий тибетские подвижники, среди которых и Далай Лама XIV, практикуют особый вид медитации на основе буддийских наставлений, известных как Ламрим (руководство по достижению полного Пробуждения). Основой Ламрима являются наставления из Абхисамаяланкары – текста, написанного Майтрейей. Каждый из Далай Лам составлял свои комментарии к Ламрим, передавая эти тексты своим преемникам. Его Святейшество Тэнзин Гьяцо сравнивает эту медитацию с духовным путешествием, приводящим человека к истинному знанию.

Техника Ламрим проста и сложна одновременно. Простота этого типа медитации заключается в том, что начинать нужно с простых подготовительных практик созерцания, которые помогут взять под контроль эмоции и чувства, и затем переходить к более сложным методикам. Сложность же состоит в том, что для применения Ламрим нужно знать хотя бы базовые основы буддистского учения, так как в этой практике используются различные образы Будды и других божеств. Обязательным условием проведения практики Ламрим является опора на духовного учителя.

Подготовка к медитации

Прежде, чем приступить непосредственно к медитации Ламрим, необходимо провести ряд подготовительных практик. Буддисты очень серьезно относятся к медитативному процессу – они считают, что заниматься этим человеку с неподготовленным умом нельзя, так как такая медитация будет бесполезна. В число подготовительных практик входит не только приготовление места для медитации, но и упражнения для подготовки разума.

Для этого адепты учения Будды практикуют так называемые шесть подготовительных практик:

1. Создание обстановки.
2. Подготовка ума.
3. Практика прибежища и развивания бодхичитты.
4. Визуализация сферы благодати.
5. Практика накопления заслуг.
6. Три устремления.

1. Подготовка внешняя

Правильная обстановка чрезвычайно важна для проведения медитации – все, что расположено вокруг, должно настраивать адепта на созерцание и размышление. Место должно быть чисто убрано, все статуи и священные тексты должны лежать в правильном порядке.

2. Подготовка внутренняя

Для развития правильной мотивации и обретения устойчивой жизненной позиции рекомендуется размышлять о радости практикования пути дхармы, о том, что этот путь обязательно приведет к духовному развитию и избавлению от невежества, и что внутри есть все качества и знания, чтобы достичь нирваны. Чтение мантр и выполнение тысячи простираний поможет неофиту достичь успокоения ума и взять под контроль обуревающие его эмоции.

3. Обретение прибежища и бодхичитты

Практика прибежища включает в себя визуализацию своего духовного учителя в сфере благодати в виде Будды Шакьямуни, являющимся одновременно воплощением Трех Драгоценностей буддизма. Это предварительная техника – основная практика проводится в рамках одной из медитационных техник Ламрим.

Вслед за практикой прибежища проводится практика развития бодхичитты или альтруистического настроя по отношению ко всему живому. Для этого также применяется произнесение специальной формулы и визуализация. Затем, произнося слова формулы прибежища, необходимо провести еще три визуализации – очищение ума от негатива силой, исходящей от Учителя (учителей), получение от него благословений, а в конце передать себя под его доброе покровительство.

4-6. Визуализация сферы благодати, Практика накопления заслуг и Три устремления

Визуализация сферы благодати необходима для перехода к практике накопления заслуг перед ее обитателями. Невозможно будет проводить следующую практику без четкого представления сферы благодати и ее обитателей.

Практика накопления заслуг основывается на семичленной практике – это простирание, подношения, исповедание, достижение сорадования, просьба к Будде о повороте колеса учения, просьба к Учителям не входить в нирвану и посвящение заслуг.

Медитация о передаче трех устремлений – это молитва к Учителям о выполнении трех духовных устремлений ученика, в которых выражается все, чего бы он хотел достичь на пути просветления. Заканчивается применение всех этих практик растворением в сфере благодати.

Техники медитации Ламрим

Его Святейшество подразделяет техники Ламрим на три группы – для людей с небольшими способностями, со средними и с максимальными.

1. Опора на духовного наставника

Основная техника, без которой будет сложно продвинуться на пути к просветлению – это опора на духовного наставника, помогающего и направляющего своего ученика по верному пути. Составными частями этой практики является достижение опоры в мыслях и опоры в действиях. Опора в мыслях базируется на выработке веры и убежденности, а также почитания учителя. Опора в действиях выражается в исполнении духовных наставлений учителя и служении ему. При этом надо тщательно сверять все высказывания учителя с положениями сутр буддизма, дабы не полагаться на учителя ложного.

2. Размышление о смерти и непостоянстве

Следующая практика Ламрим основана на размышлении о смерти и непостоянстве. Она заключается в следующем – сначала практикующий должен полностью отказаться от совершения отрицательных поступков, затем при помощи мудрости ему нужно избавиться от тех заблуждений, которые являются причиной негативных поступков. На последнем этапе техники необходимо устранить все предрасположенности к появлению этих заблуждений. Также Его Святейшество советует медитировать о несомненности наступления смерти, попытавшись максимально ясно и естественно представить сам процесс умирания.

3. Медитация на обретение прибежища

Медитация на обретение прибежища – это осознание страха постоянных страданий в цепочке перерождений и глубокой веры в то, что Три Драгоценности (Будда, Дхарма, Сангха) смогут избавить от этого навсегда. Буддисты верят, что все страдания человека лежат внутри его ума, поэтому важно бороться со страхами именно там.

4. Созерцание закона кармы

Практика созерцания закона кармы состоит в достижении понимания того, что все события и действия в мире связаны между собой, поэтому все негативные поступки приводят к ухудшению личной кармы и кармы всего мира в целом.

5. Медитация о недостатках круговорота бытия

Ученикам со средними способностями предписывается проводить медитацию о недостатках круговорота бытия. Необходимо размышлять о страданиях существ в мирах сансары, которые вызываются их заблуждениями. Конечной целью проведения этого типа медитации является достижение пути к освобождению от круговорота бытия.

6. Семичастный метод, самадхи и випашьяна

Практиками для учеников с высшими способностями являются семичастный метод, самадхи и Випашьяна. Семичастный метод основан на достижении равностного настроения человеческого ума, дабы относится с равной любовью ко всем живым существам и иметь чистые помыслы помочь им избавиться от страданий.

Практика самадхи – это концентрация на каком-либо объекте, направленная на достижение покоя внутри ума.

Практика мудрости Випашьяна основана на достижении отсутствия ощущения самобытия, то есть существования как личности.

Озарение

Его Святейшество Далай Лама XIV в своих работах не делает упор на получение озарения в процессе медитации – на начальных этапах пути нисхождение божественного знания обычно не проявляется. Даже Будда получил подобное знание практически перед его вхождением в нирвану. Поэтому буддисту стоит концентрироваться на очищении разума от негатива и достижении альтруистических устремлений по отношению ко всему живому, а не на ожидании получения мистического опыта, которым и является озарение.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •