Главная цель, смысл джапа медитации состоит в поклонении Идеалу, слиянии с ним. Этим Идеалом может являться Бог, высшее Я. Техника этой медитации построена на «джапа» – повторении имени Божества, которое произносится вслух или мысленно. Термин “джапа” происходит от санскритского слова, означающего “бормотать”, “шептать”. “Джапа-мала” – так называют чётки, используемые во многих духовных индуистских практиках.
Есть мнение, что одним из главных условий для начинающего ученика является отведение практике шести часов каждый день, одновременно с выполнением повседневной деятельности.
Для выполнения медитации понадобятся четки. С каждой перебираемой бусиной медитирующий повторяет имя Божества. Также можно воспользоваться собственным дыханием или сердечными сокращениями, повторяя имя Бога на каждый удар сердца или на вдох-выдох.
Важным моментом в практике индийской медитации является то, что практикующий возвращает свое внимание к упражнению, как только его деятельность перестает требовать обдумывания и ум освобождается для медитации.
Основной задачей первого этапа обучения является воспитание привычки повторения, пока мысли, посвященные почитаемому Божеству, не станут главенствовать в сознании.
Индийская медитация искореняет мирские привязанности.
Постепенно любовь к получению мирских удовольствий вытесняется любовью к Богу. Практикующий подходит к порогу Дхианы (растворения), следующим этапом будет Самадхи (кульминация медитации).
Со временем любовь к «первоисточнику» перестает быть межличностной и трансформируется в трансцендентную или запредельную.
Практикующий индийскую медитацию «джапа» выходит из состояния зависимости от объекта поклонения и обнаруживает, что трансцендентные состояния, к которым принадлежит переживание блаженства, существуют в нем самом.
С этого времени отпадает необходимость строго соблюдать внешнюю форму поклонения Божеству, так как эта форма и все связанные с ней состояния стали неотъемлемой частью его собственного сознания.
Чтобы развиваться в этом направлении дальше, адепту надо превзойти объект преклонения. Это означает оставление формы Божества ради обретения самого себя в Самадхи. Ощутить в себе проявление чистой сущности, которой поклоняется само “высшее сознание”.
Одновременно с этим появляется и новое для практикующего индийскую медитацию состояние особой возвышенности, чистоты, освящающее все действия человека.
Когда этот момент начинает ощущаться как нечто естественное – это означает достижение высокой точки в духовном развитии. В это мгновение исчезают границы между практиком, окружающим миром и Богом – на этом уровне человек осознает, что священно абсолютно все, так как объект любви проявляется во всём.
Индийская джапа медитация открывает внутренний потенциал любого человека и приводит его к вершине мира и спокойствия.