•  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Ад – это состояние ума. Не обязательно умирать, чтобы попасть в это замечательно “комфортное” и “приятное” место. Можно так настроить свой ум (злоупотребляя, например, алкоголем или наркотиками), что все страшные описания посмертных мучений грешников в аду покажутся невинным детским лепетом в сравнении с тем, что почувствует человек от собственного ада.

Представления об аде в разных религиях имеют как общие черты, так и существенные различия.

 

Ад в буддизме

В буддизме преисподняя представлена миром адских существ под названием Нарака. Мучающиеся грешники – нараки, испытывающие страшные страдания от боли, жара и холода.

Мучение – единственное состояние души грешников. Страдания длятся очень долго из-за особого течения времени в этом месте. Например, если на Земле прошла неделя, то для адских существ прошёл год.

Наказания для грешников многообразны.
В “Сутре Основного Обета Бодхисаттвы Кшитигарбхи” говорится о многих тысячах кальп (одна кальпа длится 4,32 миллиарда лет) в беспросветном аду, которые ждут грешника за неуважение своих родителей, воровство имущества, оскорбление монахов и прочие нарушения.

Одно из самых ужасных мест в аду – река Вайтарани. В этой реке и на её берегах грешники подвергаются наиболее мучительным истязаниям.

Также в “Сутре основного обета” говорится о сотнях и тысячах разновидностях адских миров.

В беспросветному аду железные птицы выклёвывают глаза грешникам, а железные змеи обвиваются вокруг тел страдальцев. Множество демонов изощрённым образом издеваются над людьми – тыкают в них острыми пиками, подбрасывают грешников вверх и расплющивают о землю.

Адские существа вырывают у людей языки, заливают раскалённые смеси в горло. Эти мучения не прекращаются ни на секунду в течение многих миллиардов лет.
Когда плохая карма исчерпается, отмучившийся человек приобретает право родится в лучшем мире.

Буддизм напоминает: за каждый проступок, совершённый во время жизни на Земле, человек должен нести ответ. Горе тому, кто беспечно грешит, насмехается над учением Будды и наносит зло живым существам. Иначе не избежать интересной и насыщенной жизни в адских мирах.

 

Ад в христианстве

Христианское учение много переняло из иудаизма, в котором царство ушедших из жизни людей называлось Шеол. Это некое пространство теней, беспросветное и унылое. В Шеол попадает любой человек, независимо от жизни на Земле.

В христианстве образ послесмертного бытия отличается от образа Шеола. Но, поскольку для христианства мысль о смерти не является главной, единого представления об аде и рае в этой религии нет.

Стройная концепция рая и ада начала формироваться через несколько столетий после жизни Иисуса Христа.

Ад – это духовная смерть. В Евангелии от Матфея (глава 22, стих 13) есть слова о “тьме кромешной”, куда отправляются недостойные души и откуда слышится скрежет зубовный.
Также в Новом Завете есть термин “геенна”, взятый из иудаизма. Это озеро, наполненное огнём. Ад будет уничтожен в геенне, согласно Откровению Иоанна Богослова.

Публицист, доктор богословия Алексей Осипов определяет ад как состояние души, в которой не осталось места для любви и стремления к истине. Ад – это обнаружение страстей в душе человека. Если в жизни на Земле любая страсть, вспыхнув, через время идёт на спад, то в аду происходит непрерывное мучение страстями.

Действительно, в земной жизни вышедшая из-под контроля страсть способна лишить человека разума, не говоря уже о покое и безмятежности. Человек впадает в великое уныние и отчаяние, поддавшись безрассудно какой-либо страсти. Эти страдания способны дать лишь слабое представление о боли, которая будет ждать грешника в аду.

Рассуждения об адских муках христианских философов и богословов за последние две тысячи лет показывают, что нет единого мнения, как именно будет страдать душа и сколько времени: вечно или определённый отрезок времени.

 

Адские муки грешников в исламе

Муки ада согласно исламу невыносимы и тяжелы. Грешники страдают от великого жара и огня, изнывают от невозможности просить Создателя избавить их от мучений. А в месте под названием Замхарир грешников встречает лютый холод.

Ад – это реальное место, созданное великим творцом для душ, сопротивляющихся его воле. Ад имеет различные названия в священных текстах ислама. Например, сакар – интенсивность жара в преисподней; джахим – палящий огонь.

Адом руководят 19 стражников, из которых главный носит имя Малик. В аду согрешившие люди окажутся после Страшного суда.

Если для мусульман, совершавших зло, будет возможность спастись из ада, то для не являющихся мусульманами уготованы вечные страдания.

 

Атеистический ад

Атеист не верит в бога и высмеивает существование ада как самую безумную и дикую фантазию, когда-либо сочинённую религиозными фанатиками.

Конечно, любой атеист порой мучается сомнениями, что он может ошибаться. Закрадывается мысль, что после смерти его будет ждать черт у раскалённой сковороды. Но, вспомнив о великих достижениях научно-технического прогресса и разоблачениях современной философией дремучих воззрений традиционалистов, атеист успокаивается и забывает об аде как о нелепости. Мир слишком сложно устроен, чтобы полагаться на древние книги в вопросе послесмертного бытия.

Атеист-пессимист считает, что любого человека после земной жизни будет ожидать абсолютное небытие, забвение, ничто. Как будто дунули на пламя свечи, и она погасла.

Для атеиста-оптимиста допускается вероятность начала новой жизни после окончания земного бытия. Одно существование завершилось, началось другое. Но что это будет за жизнь  и в каких условиях она будет проходить, атеист-оптимист сказать затрудняется. Но это лучше, чем 100% ничего, которые светят атеисту-пессимисту.

 

Заключение

Традиционные религии не сулят человеку, беспечно живущему и совершающему неблагие дела,  ничего хорошего. Грешник должен сильно пострадать в аду. В этом мнении сходятся все основные мировые вероучения – христианство, ислам и буддизм.

В буддизме вечные муки конечны, в исламе от ада можно спастись, если человек при жизни был мусульманином, в христианстве грешник, оказавшись в аду, практически не имеет шансов на спасение, хотя и с этим утверждением можно поспорить.

Для религиозного человека главный вопрос не в реальности преисподней и не в длительности адских мук, а в твердости веры в бога и служении общему благу.

Но на дворе XXI век. Происходит сильнейший конфликт между традиционным и  современным индустриальным обществом.

У традиционалистов есть одно большое преимущество. Для них человек – это существо духовное, имеющее возможность заслужить перед богом жизнь вечную.

Современная информационная эпоха, основанная на достижениях науки, не способна дать человеку уверенность в существовании жизни после смерти тела. Вместо этого каждому индивиду предлагается идея о том, что он сам для себя и бог, и сатана. Он сам и поощряет себя, и совершает суд над собой. В рамках этой идеологии человек – единственный творец своей судьбы.

Интересно, если человечество доживёт до 2300 года, какого взгляда на себя оно будет придерживаться и какие идеи о посмертном существовании будет отстаивать?


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •