Мистицизм во все времена являлся собой знание, основанное на иррациональном, интуитивном восприятии духовных истин.
Исламский мистицизм
До недавних пор исламский мистицизм рассматривался как второстепенное и эксцентричное направление.
Несмотря на это, в Южной Азии в основной массе приверженцев религии исламский мистицизм намного более популярен, чем суннитское направление ислама. Мистицизм порой доходит до суеверий и форм поклонения, свойственных народной религии. Но чаще всего, когда люди обращаются за поддержкой к святым, чтобы они, например, вступились за детей, их действия предполагают глубокое ощущение единения с Богом, лежащее в основе исламского откровения. Все связано воедино в Боге, тем не менее определенные места и люди могут сосредоточить в себе его присутствие и могущество, чтобы к ним относились как к средству общения с предельной реальностью.
Мистицизм в иудаизме
В иудаизме мистицизм намного меньше укоренился, чем в других религиях, но тем не менее он занимает значительное место. Мистическая система каббала (что означает «традиция») получила развитие в XI—XII вв., в XII в. получила распространение в Провансе среди последователей Исаака Слепого.
В конце XIII в. была составлена книга «Зогар», объясняющая тайные знания. Для некоторых евреев она так же священна, как Ветхий Завет и Талмуд. Приверженцы каббалы утверждали, что есть два аспекта божества: Бог сам по себе и Бог — такой, каким он открывает себя. Как сам по себе он «энсоф», недоступный человеческому пониманию, лишенный каких-либо определений. Энсоф раскрывает себя через эманацию десяти сефирот, через которые приходит все созданное и которым все поклоняются. Интересно, что сефироты бывают мужского и женского рода, а также святыми и демонами. Люди являются последним звеном в этой цепи. Они влияют на нее своими поступками, добром или злом, так что гармония всего созданного зависит от человеческих импульсов.
Многие евреи воспринимали каббалистов как дуалистов, что каббалисты отрицали. Так что как мусульмане с подозрением относились к мистикам, так и ортодоксальные евреи — к каббалистам. Подобным же образом еврейские мистики «заимствовали» свои концепции извне: из неоплатонизма и даже из христианской теологии.
Мистицизм в буддизме
Для мистицизма характерно разрушение определенных важных религиозных принципов, и не менее важно для него и заимствование из различных источников. Дзэн — направление японского буддизма. Его название происходит от китайского «чань». Оно представляет собой смесь буддизма и даосизма. Приверженцы дзэн используют медитацию для достижения сатори, или внезапного озарения. В ответвлении дзэн — риндзае — используется в медитации загадочное и бессмысленное изречение — коан, он уводит медитирующего от разума к интуитивному озарению.
Иногда медитация дополняется мондо, вопросами и ответами между учителем и учениками, которые используются как загадки для того, чтобы помочь в медитации. Сатори может прийти внезапно, оно может длиться одно мгновение или быть таким же полным, как нирвана.
Это стремление приверженцев дзэн к достижению сатори служит напоминанием о том, что мистический опыт существует не просто между созданием и его творцом. Люди, обладающие неличностным взглядом на трансцендентную сущность, тем не менее имеют мистическую, интуитивную способность, которая открывает им ее природу. Как однажды сказал мне об этом ученый буддист-тхеравада: «Это похоже на раскрытие цветка».
Этот эклектизм указывает на стремление приверженцев мистицизма прикоснуться к духовной реальности за пределами религиозной системы, которую они внешне принимают. Они часто заимствуют, потому что интуитивно понимают, что трансцендентная реальность универсальна, по крайней мере — для глаза, который обладает мистическим зрением. Например, мусульманин Руми заметил, что светильники разные, а свет тот же самый.