•  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Сильнее всего Цкуру поразил ее смех – открытый, от всей души. Когда тот мужчина что-то рассказывал, лицо ее буквально сияло от счастья. С Цкуру она не бывала такой никогда. С ним она – о чем бы ни говорили, чем бы ни занимались, – всегда оставалась строгой и сдержанной. Вот что теперь разрывало его душу на части, жестоко и непреклонно.
“Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий”. Харуки Мураками.

***

Роман Харуки Мураками про “бесцветного” Цкуру Тадзаки интересен не менее, чем другие его произведения.

В этой книге – все достоинства увлекательного рассказа Мураками: загадочный главный герой, разгадывающий ребусы о самом себе; таинственное детство персонажей, куда заглядывать не менее интересно, чем прослеживать их настоящее; традиционная для Мураками любовная линия – и многое другое. Можно сказать, что “всё то же самое”, что и в других книгах Мураками. С другой стороны, у каждого знаменитого автора есть набор приемов, которые повторяются от произведения к произведению.

В книге про “бесцветного” Цкуру Тадзаки всё вертится вокруг главного героя. Интересно следить за тем, как герой исследует свой внутренний мир, пытаясь найти хоть какой-то “цвет” внутри себя. При этом всё время кажется, что это сам Харуки Мураками исследует себя, обнажая свою душу перед читателем.

Секрет привлекательности книг Мураками

Секрет привлекательности книг Мураками возможно, состоит в том, что автор очень осторожно вплетает свои мысли – или свой внутренний диалог – в потайные  мысли читателя – или в потайной внутренний диалог читателя. Этот диалог свойствен почти любому человеку.

Вы же замечали, как постоянно о чем-то думаете, что-то анализируете, переживаете? – Мураками – мастер раскрытия внутреннего диалога через мысли и размышления центральных героев своих книг.

Недосказанность бесцветного Цкуру Тадзаки

Когда читатель подбирается к окончанию книги о бесцветном Цкуру Тадзаки, ожидая где-то глубоко внутри себя хеппи-энда – то есть того, что Цкуру наконец обрел счастье – любимого человека рядом, – в этом самом месте Мураками обрывает нить повествования.

На самом деле, это уже проверенный прием японского автора – резко завершить книгу, давая возможность читателю немного самому поразмышлять над тем, какое окончание романа будет наиболее логичным или приятным для него самого. И это один из самых лучших приемов Мураками. Читатель и так всё то время, что увлеченно, страницу за страницей, поглощал книгу, смиренно следовал за пером Мураками. А когда пришло время для финала – здесь Мураками отошел немного в сторону, позволяя читателю придумать свое собственное завершение истории.

Стал ли Цкуру счастлив? Обрёл ли он любимого человека рядом? Согласился ли этот любимый человек быть рядом с героем, чтобы, наконец, вызвать из небытия истинный, глубокий цвет Цкуру, который тот так долго хоронил в себе?

– Надеюсь, что да. Счастье есть. Оно не только в звёздах над головой и ночном прибое океана. Оно рядом – в человеке, который смотрит на тебя чистым, любовным взором и нежно пожимает твою руку.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •