Возникновение термина теософия относится к довольно раннему времени – 2 веку н.э. Термин “теософия” был создан для того, чтобы попытаться объединить множество религий, примирив их, а также создав всеобщий принцип следования этому учению, опираясь на непреложные истины. Одно время теософия использовалась как термин теологии, но чуть позже она стала, своего рода, противоположностью. Поскольку имела мистическую составляющую.

По мнению отдельных исследователей, теософия – это синтез мистического опыта, познание о существующем мире и совершение чудес. Кто-то выводит теософию в новый ряд познания, который позволяет рассмотреть и изучить мир с альтернативной точки зрения.

Еще одной причиной появления данного понятия стало, что в то время, познание мира людей расширялось и человек не мог придерживаться исключительно одной религии, он находил для себя полезное, практикуя сразу несколько учений.

Что заключает в себе теософия?

Теософия делает шаг вперед в том, что не является религией, хотя и содержит некоторые её принципы. Основная задача показать, что есть возможность изучать, познавать мир, используя при этом всевозможные практики, учения. И при объединении всего этого в человеке это поможет ему добиться высшей точки посвящения.

Основными принципами теософии являются:

1. Создание всеобщего братства с целью объединения всех людей в один поток здравомыслящих. Никому не придётся спорить с чем-то в отношении познания, поскольку у всех будет одна идеология, единственная, правильная точка зрения на все процессы, происходящие во Вселенной. Нет предписания достичь большего, но есть стремление достигать бесконечное.

2. Детализированный анализ религии, философии и науки. Смысл кроется в том, что необходимо детальное изучение всех тонкостей и аспектов тех или иных учений. Для того, чтобы иметь полную, целостную картину мира исходя из концепции данных направлений. Получение понимания или познания о Вселенной, её составляющих, устройстве и принципе действия.

3. Изучение потенциальных сил человека. Человек бесконечен, возможности его познания безграничны, нужно лишь время, чтобы они раскрылись, приобрели силу. Множество вариантов представления мира – всё это кроется внутри человека. Важно лишь найти ту область, и со временем он найдет и познает все необходимые знания в этой сфере.

Концептуальная модель теософии Елены Блаватской

По прошествии некоторого времени данное учение было систематизировано и скорректировано. Под руководством Елены Блаватской оно получило “новое дыхание”, но не имело общности с ранее известными теософскими направлениями. В чем конкретно состояла систематизация этого учения?

В том, что Блаватской было доказано родство всех существующих религий, их единое начало, отправная точка, то есть с чего начинается познание. Другими словами, “из чего все происходит”.

Самая значительная корректировка, заключается в объективной оценке каждого направления, изучении его положительных и отрицательных сторон, а также взаимного дополнения одного догмата другим.

Блаватская утверждала, что люди в рамках традиционных религий мыслят узко, им мешает их ограниченность, поскольку за пределы своего познания мало кто выходит, а также, что идеальное познание заключается в симбиозе всех учений и верований, наук и философии.

Из этого утверждения видно, что ни одна религия по одиночке не сможет привести человека к познанию высшей истины, но, если объединить все учения, доказывая и рассуждая, задача о познании мира становится возможной.

Еще одно важное утверждение, по мнению Блаватской, заключалось в том, что природное существование невозможно доказать с помощь науки. Потому что природа являлась чем-то бесконечным, основополагающим. С помощи природы и её законов всё во Вселенной управляется и безошибочно существует многие столетия.

Причиной данного заключения является то, что есть Всевышний разум (или Универсальный Божественный Принцип, по Блаватской), который управляет всем сущим и поддерживает жизнь на земле, важно отметить, этот разум не является человекоподобным (как утверждали до нее господствующие учения, строящиеся на антропоморфном познании), а имеет духовную, невидимую структуру.

К дополнению ко всему сказанному, стоит уточнить, что в концептуальную составляющую данного учения, входило понимание о невозможности доказательства образования мира через науку, или другое одиночное направление. По мнению сторонников Блаватской, все объяснимо при помощи “комплексного воззрения”, то есть совокупности всех пониманий.

Опираясь на теософскую концепцию, можно проанализировать каждое учение и при этом всем иметь возможность извлечь основную суть каждого из них. Данная особенность выводит теософию на высшую ступень универсальности для применения во всех аспектах человеческой жизни.

Постигнуть мир – значит изучить все его точки зрения.

Слабые стороны учения Блаватской

Несмотря на серьезную попытку объяснить устройство мира, предпринятую в таких объемных трудах, как “Тайная доктрина” и “Разоблачённая Изида”, взгляды Блаватской не встретили понимания в среде европейских ученых того времени. Елена Петровна Блаватская воспринималась традиционной наукой как выскочка-любитель, пытающийся с помощью наукообразного изложения определенных вещей продвигать в массы сомнительные идеи. У Блаватской не было основы в виде высшего образования и исследовательской деятельности.

Поэтому естественно, что Блаватская и представители науки относились друг к другу с плохо скрываемой насмешкой и скепсисом. Ученые видели в Блаватской только лишь экстравагантную леди, а Елена Петровна в ответ насмехалась над косностью науки, не желающей признавать новые идеи.