Что заставило людей почти 3,5 тыс. лет назад прийти сюда, в этот суровый край? О чем они думали, чеканя на покрытом патиной каминные петроглифы? Сюда через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Афганистан пришли протоиндийцы. Оставив свои уютные и богатые долины, где развивались события Рамаяны и Махабхараты, они искали что-то в мрачных и почти непроходимых горах.
Ладакх – очень яркая «страна в стране». Карта говорит, что это все тот же индийский штат Джамму и Кашмир, но в какой-то момент на дороге Шринагар – Ле, мусульманские дома, закрытые глухими заборами, уступают светлым буддийским ступам. Эту землю называют Малый Тибет, и по культурной традиции он совсем не менее значим, чем «большой». Здешние жители буддисты по своей сути. Они добрые, дружественные, позитивные. Их культура яркая и богатая, здесь ощущается старая кочевая цивилизация, подарившая нам первое колесо и множество мифов.
Как мусульманская культура, которая влияет на регион от XIII века, так и толерантный буддизм практически не оставили живого места на теле предыдущей истории. Создается впечатление, что у простого ладакхца вообще нет понятия о существовании жизни во времена Будды.
Народ дрокпа
История сохранилась здесь не только в камнях. Некоторые антропологи считают, что одна из генетически чистых индоевропейских популяций живет в Ладакхе в так называемой зоне Баталик (для туристов открыты лишь три села: Дха, Бема и Хану) на границе с Пакистаном.
Эти люди, которых называют дрокпа или брокпа (с тибетского – «кочевник»), имеют кардинально другую внешность, язык и фольклор, чем монголоидные тибетцы-ладакхцы. Дрокпа относятся к так называемым Дарда – народам индоиранского происхождения, которые чудом сохранили свою идентичность. Их язык законсервировал в себе элементы праязыка, из которого много веков назад выделились все современные индоевропейские языковые группы.
Сейчас этих людей можно встретить на рынке в Ле (город-столица Ладакха), где они продают лущеные абрикосовые косточки и зелень. Их сразу видно по яркой этнической одежде, большом количестве серебряных украшений с кораллами и бирюзой, а также высоким головным уборам, сплетенных из искусственных цветов. Но больше по тому, что они светлоглазые и часто светловолосые.
Ладакхцы полны покоя и самоуважения. Открыты к общению, но ненавязчивы. Готовы доверять и внушают доверие. У местных женщин высокий статус, многие из них имеют собственный мелкий бизнес. Это своеобразный отголосок тибетской полиандрии, которая просуществовала здесь до ХХ века.
Древний Ладакх проглядывает здесь сквозь тысячелетние напластования буддизма. Он есть мир, где история перемалывается на свалки камней, где руины – это просто «старый дом», и не важно, что в каком-то XVII веке там была резиденция великих князей. Просто на таких древних дворцах лепят новые лачуги, делают стойла для коз и сараи … Древние фрески замазывают штукатуркой, если только они не имеют отношения к буддизму.
Археологических музеев как таковых не существует, а в нескольких собраниях от монастырей глаз «радуют» непрофессиональные подписи к экспонатам вроде «лук со стрелами», «каменная посуда» или «старая винтовка». Картографирования местных петроглифов совершил энтузиаст-полицейский, автором книги о индоевропейской миграции «The Vedic People» стал физик. – Науку творят энтузиасты, пока ученые заняты какими-то важными делами.
Ладакх недаром Малый Тибет. Здесь долины лежат на высоте более 3 тыс. метров, а горы достигают 7 тыс. км (две вершины Нун и Кун). Такие суровые условия оставили свой отпечаток на климат и туризм, поэтому, собираясь в поездку, позаботьтесь о следующем:
- очки- «полароид». Это защита от ветра, пыли и солнца;
- увлажняющий крем. Климат очень сухой, поэтому лицо и губы трескаются и покрываться коркой;
- полный комплект теплой одежды. Перепады температуры ощутимы даже днем в пределах солнца и тени, а с закатом ртутный столбик вообще резко падает;
- купите путеводитель на месте. Желательно, написанный энтузиастом-краеведом;
- не рассчитывайте расстояние, исходя из «равнинного» опыта: 100 км для равнины – это час езды, а в Ладакхе – день изнурительной дороги;
- правильную обувь – трекинговые ботинки, даже если вы не планируете совершать вылазки в горы;
- умеете водить мотоцикл – арендуйте! Вы не будете зависеть от человеческого фактора и сможете свободно распоряжаться своим временем. Кроме того, это дешевле, чем ездить на джипах и такси. Надо только купить карту и следить за уровнем топлива!
Ладакх, в отличие от остальной Индии, не так зациклен на вегетарианской кухне. Однако обратите внимание на условия, в которых продают мясо на рынках, и подумайте, хотите ли вы его есть. «Фишка» местного рациона – момо. Это «вареники» из прозрачного рисового теста, имеющие самую разнообразную начинку. Посмотрите, что едят местные, и заказывайте себе. Известный на весь мир тибетский чай тсампа, приготовленный с добавлением муки крупного помола и жира – это кулинарный хардкор, но «для галочки» попробовать можно.
Достопримечательности
Осмотреть все обители в Ладакхе практически невозможно. Но есть несколько самых известных, которые посетить стоит. Они находятся на отрезке пути Шринагар – Ле: Алчи, Ламаюру и Ризонг.
Алчи – примерно в 70 км от Ле, несколько в стороне от основной дороги. Он уникален по нескольким причинам. Во-первых, он построен в селе на берегу реки, а не на скале, как остальные. Именно нахождение среди обычных домов и спасло обитель от разрушения завоевателями и противниками учения Гаутамы. Во-вторых, Алчи является уникальным образцом индийского буддизма, переставший ныне существовать как явление. Все росписи, а также архитектура отличаются от «тибетского» стиля остальных монастырей. Здесь все, даже способ сложения балок на потолке, заимствованы из Кашмира.
Ламаюру – в 120 км от Ле. Эта обитель живая и интересная, здесь есть древнее хранилище книг с архаичными собраниями Трипитаки и письменными свидетельствами пребывания в Ладакхе Христа. В монастыре разрешено свободно ходить, присутствовать на чтениях в зале собраний.
Ризонг – почти в 60 км от Ле, сюда нужно подниматься по узкому ущелью. Монастырь очень величественный и красивый. Здесь можно бесплатно переночевать, монахи угостят вас простой пищей. Однако женщинам вход на территорию обители после 19:00 запрещен, поэтому ночевать придется в «гостевых комнатах» вне ее.
Первое правило ладакхской дороги – следить, чтобы ты не сбил никого, и никто тебя. Второе – сигналить днем и мигать ночью во время каждого маневра. Поворотниками и зеркалами водители не пользуются, хотя найти и арендовать транспортное средство с зеркалами можно.