• 2
    Shares

На каких принципах будет построено общество будущего? Может быть, правы сторонники цикличности истории, считающие, что человечество в недалеком будущем ожидает новое сословное общество?

Разница в доступе к общественным благам у разных социальных групп в большинстве стран мира продолжает быть актуальной, но в целом мир – и в первую очередь западные страны – двигается в сторону достижения полного равенства всех и стирания различий между членами общества в правовом положении. Такой путь диктует рыночная экономика: чем меньше “перегородок” в социуме между людьми, тем лучше для капитала. Впрочем, капиталистическая система небезупречна, о чем говорят регулярные экономические кризисы. И если произойдет некий глобальный катаклизм – например, конфликт между крупными странами или всеобъемлющие экономические потрясения – возможно, это приведет к полной смене социальной структуры общества в ведущих государствах мира.

Данная статья познакомит вас с мнениями известных людей о том, каким они видят (или хотят видеть) образ будущего общества.

Идеальное общество Михаила Юрьева

Михаил Юрьев

Михаил Юрьев – успешный предприниматель и политик, который регулярно высказывается относительно вопросов экономики, проектов развития государства и общества.

В книге «Третья Империя. Россия, которая должна быть» (впервые опубликована в 2007 году) Михаил Юрьев создал уникальную и детальную утопию Российской империи. Ее особенность в тщательно подготовке материала:

  • были проведены плодотворные дискуссии с представителями разных позиций по вопросу развития общества;
  • были проанализированы исторические архетипы общества, где во внимание брались все важные аспекты (культура, религия, социология, экономика, политика, история);
  • была создана новая модель общества на основе полученных данных.

Хотя в своей книге «Третья империя» Михаил и писал фантастику, но её точно можно отнести к научной фантастике. Идеальное общество от Юрьева можно описать с помощью 4 категорий:

1. Государство

Главная задача государства – это победа в войне. И речь идет не только о боевых конфликтах. Намного важнее побеждать в мирное время, используя свою стратегию и логику.

Демократия – это иллюзия идеального мира. Она описывает всех, как равных. Но на практике получается все наоборот. Поэтому не стоит двигаться по тому же пути, что и США. Власть также двигается по своему усмотрению.

Монархия – это тоже не выход. Такая форма правления может устоять лишь при наличии сакральной функции. Сегодня сложно представить, чтобы люди поклонялись одному человеку, как богу.

2. Сословия

Особое внимание Михаил уделяет сословиям. Так как они честно и открыто показали неравенство людей. Единственный недостаток их раньше был в том, что они были закрытыми. То есть человек уже рождался прикрепленным к определенному сословию.

Юрьев хочет создать открытые сословия. Первое – служилое сословие (армия). Второе – духовное (церковь). Третье – земское (все, кто не входит в первые два сословия). Выбор сословия начинается с 15 лет и заканчивается в 40. В любой момент можно поменять свое решение.

В каждом сословии есть права и обязанности. Служилые выбирают из своей среды власть и главу государства. Но они жертвуют собой, отказываясь от личной собственности и удобной жизни.

3. Экономика

Экономика служит государству. Главное преимущество утопии Михаила Юрьева в создании мощной экономической системы на основе рынка, но с максимальным ограничением тяги к наживе участников рынка. Это огромный прорыв, который ценится в христианском обществе. Например, любой адекватный человек имеет право получить займ от банка за долю в бизнесе.

4. Халифат

Качественным конкурентом Запада можно назвать Халифат (исламское теократическое государство). О нем автор тоже писал. Но проблема заключается в том, что для христианина равняться на ислам – значит предать свою веру. Так как Михаил Юрьев верующий человек, то он отказывается идти на уступки.

Его цель, как христианина – устранить всё, что не дает христианскому обществу одновременно быть верным Богу и спокойно жить в мире.

Общество справедливости Андрея Парибка

Андрей Парибок

Андрей Всеволодович Парибок – востоковед, специалист по иностранным языкам, восточной философии.

Учёный детально изучал особенности разных народов и пришел к выводу, что кастовая система – это приемлемый вариант для современного общества.

Многие критикуют такую позицию, ведь современная Индия, где кастовая система актуальна до сих пор, не отличается активным развитием и благоустройством. Андрей Парибок так объясняет ситуацию:

1. В Индии много людей живет в отвратительных условиях не потому, что принадлежат к низкой касте, а потому, что они бедные.

2. Кастовая система Индии стала очень размазанной. Реальное положение человека далеко отстоит от того, что прописано в кастах.

Андрей Парибок подмечает, что в любом строе есть свои язвы. Просто их хорошо видно лишь за пределами системы. Нам просто говорить о чужих недостатках.

Необходимо иметь ввиду, что слово “каста” (взятое из португальского языка и означающее “чистая порода”) вошло в обиход благодаря западным колонизаторам, пришедшим в Индию несколько столетий назад. Индийцы вместо слова “каста” говорят “джати», что значит “принадлежность по группе рождения”. Традиционное индийское общество состояло из множества таких групп. Такая структура общества в Индии в сильно усечённом виде сохраняется и в настоящее время.

Преимущества кастовой системы

Кастовую систему Андрей Парибок называет самой милосердной. Он приводит много примеров помощи между разными представителями общества. По его мнению, необходимо создать такое общество, где люди были бы поделены на касты, приносящие пользу. Здесь есть ряд преимуществ:

  • Например, у нас тоже есть учителя, банкиры, политики и т.д. Но не все люди в своей группе рады своему делу. Ведь среди учителей всегда будут те, кто ленится и плохо выполняет свою работу. Также есть те, кто гордится своим призванием. Важно правильно понимать свои возможности и развивать их.
  • В кастовом обществе люди более продуктивны. Они понимают свое положение и стараются соответствовать ему. Между кастами необходимо делать мосты. То есть развивать отношения.
  • Конечно, он не агитирует нас к закрытой жизни. Обязательно должна быть свобода выбора группы (породы). В этом его понимание справедливого общества и отличается от стандартной идеи каст. Мы не рождаемся в касте. Мы осознанно выбираем свой путь и приносим пользу государству.

Справедливое общество будущего Германа Стерлигова

Герман Стерлигов

Герман Стерлигов транслирует в информационное пространство один из самых оригинальных образов будущего общества.

В 1990-е годы он был в числе создателей первой товарной биржи “Алиса” в постсоветской России и владел в то время одним из самых крупных состояний, исчислявшимся, по его собственным словам, сотнями миллионов долларов. Но впоследствии, в результате некоторых рискованных шагов с его стороны, он лишился почти всего состояния.

Отдав долги, вместе с семьей Герман Стерлигов переезжает жить в деревню. Сельский образ жизни кардинально меняет не только стиль жизни предпринимателя, но и его мировоззрение.

Экологическая катастрофа

Герман Стерлигов считает, что современная экономика неминуемо ведёт к экологической катастрофе. Если люди продолжат жить так, как они живут сейчас, в скором времени – максимум через несколько десятилетий – условия для жизни на планете кардинально изменятся. Исчезнет пресная вода, почти полностью погибнут растительный и животный мир. Пресная вода уже исчезает во многих местах, считает Герман Стерлигов. Причина этого – в добыче природных ресурсов – нефти, угля, железных руд.

Прекращение добычи ресурсов и возвращение к крестьянской жизни

С точки зрения экономики и технологий он призывает без колебаний вернуться в прошлое: перестать пользоваться электричеством, прекратить добычу природных ресурсов. При этом городскому населению предлагается переселится в деревню, чтобы начать работать на земле, как делали это наши предки в прошлые столетия.

После отключения электричества и прекращения добычи полезных ископаемых жизнь полностью изменится.

Основным помощником человека вновь станет лошадь. С помощью лошадей человек общества будущего будет пахать землю, перевозить грузы, осуществлять коммуникацию между населенными пунктами.

Города сохранятся, но будут такими же немногочисленными и небольшими по размеру, какими они были в эпоху средневековой Руси. В городах будут в основном проживать только князь со своей дружиной, купцы, ремесленники.

Медицина и наука в современном понимании исчезнут.

Ученых Герман Стерлигов называет “проклятыми колдунами”, сделавшими человечество заложниками своих безумных фантазий. Оружие массового поражения, технологии по изъятию недр планеты, глобальные научные проекты вроде адронного коллайдера – это заслуга исключительно людей науки. Как только ученый, “проклятый колдун”, появляется на горизонте, его нужно сразу хватать и изолировать от общества, – считает господин Стерлигов.

Врачи также немало постарались в деле уничтожения народонаселения. Поэтому современная медицина подлежит упразднению. Необходимо возвратить забытую медицину Галена, начать использовать народные рецепты.

Идеальное общество профессора Сергея Савельева

Сергей Савельев

Российский ученый Сергей Савельев известен как создатель теории церебрального сортинга. Основная идея данной теории – отбор людей по конструкциям мозга. Поскольку мозг очень изменчив, такой подход позволит отбирать людей под конкретные задачи. У этой идеи ученого есть как сторонники, так и противники. Как и у любой другой оригинальной теории, затрагивающей интересы всего общества.

Церебральный сортинг как высшая справедливость

Профессор упирает на то, что церебральный сортинг отвечает заветному желанию людей в установлении высшей справедливости. Каждый человек будет находится на своем месте. К какой профессии или виду деятельности человек больше всего приспособлен – этим он и будет заниматься.

Признавая факт расовой и этнической “разницы” мозгов, Сергей Савельев, тем не менее, на первой место ставит индивидуальную изменчивость. Именно индивидуальная изменчивость (в строении мозга) внутри расы и нации превосходит в каждом конкретном случае расовые различия.

Эволюционный тупик

“Сборкой” человеческих мозгов в ходе истории занималась не только природа, но и сами люди. Наиболее яростно человеческое общество “сортировало” мозги в Европе. Именно здесь, в благоприятных климатических условиях, проживая на небольшой территории, европейские народы через постоянные войны, распри, а также оживленное культурное взаимодействие, увлечённо строили удобное для всех (и гиперспециализированное в целом) общество.

Но в итоге эти усилия по строительству лучшего общества обернулись для европейцев эволюционным тупиком, считает профессор Савельев. В качестве аргументов ученый называет экономические проблемы Евросоюза, неспособность европейцев решить миграционную проблему, резкие изменения в культурной жизни и социальном укладе Европы в последние десятилетия.

Чтобы не повторять чужих ошибок, Сергей Савельев предлагает начать отбирать людей, используя томографы высокого разрешения. Если во всех сферах жизни общества будут работать наиболее компетентные люди, общество в целом достигнет высоких результатов и сможет адекватно ответить на самые острые вызовы современности.

Послесловие

Ученые, предприниматели, общественные деятели активно дискутируют на тему того, каким должно быть будущее общество. Некоторые образы прогнозируемого будущего – например, возврат к крестьянской жизни или церебральный сортинг – очень необычны и вряд ли будут радостно встречены обществом. Но, хотя сегодня такие идеи кажутся утопией, мы не можем отрицать возможность их реализации.

Проблема в том, что мало кто способен предсказать события будущего со стопроцентной точностью. Возможно, если стараться организовывать сегодняшнюю жизнь на здравых, разумных основаниях, то и будущая жизнь будет содержать много здравого и разумного.

Этот мир прекрасен. Даже несмотря на то, что в нём живёт существо под названием “человек”.

Часы тикают… Пусть  будущее общество наконец очнется от тяжелого сна корыстного и потребительского отношения к окружающему миру и заявит цель постижения истины как самую главную. Потому что человек – это творец истины, а не жующее двуногое без перьев.


  • 2
    Shares