Уроборос – это древний символ, всегда присутствовавший в человеческой культуре, причем точно узнать, когда и где он появился, так и не удалось. В буквальном переводе с греческого уроборос означает «пожирающий свой хвост». Его изображают в виде свернувшегося в кольцо змея, поедающего свой собственный хвост. Форма уробороса – круг – сама по себе является совершенной фигурой. Основное значение уробороса – это чередование циклов жизни и смерти, постоянного движения и перерождения, свойственного Природе, соединение всего сущего и вселенской пустоты, единства и самодостаточности, а также вечного стремления к истине и самопознанию.
Уроборос в Древнем Египте и Китае
Первые упоминания уробороса как символа встречаются в древнем Египте в период между 1600 и 1100 годом до н.э., а его рисунки встречаются на стенах гробниц. Египтяне считали его стражем у врат загробного мира и своеобразным переходным моментом, отделяющим смерть и перерождение. Также уроборос для египтян был средоточием всего материального и нематериального, что когда-либо существовало и будет существовать во Вселенной. Считается, что греки заимствовали этот символ именно у египтян.
В Древнем Китае свернувшийся в кольцо змей существовал задолго до египетской культуры – в раскопках находят фигурки уроборосов, относящиеся к 4200 году до н.э. Примечательно, что китайский уроборос – это не просто змей, как в других культурах, а дракон. Причем это одновременно и водный житель, и огнедышащее существо – то есть нечто, соединяющее в себе две противоположные стихии. Дракон, как бурный водный поток, обнимает собой весь мир, давая жизнь всему живому и одновременно внося туда смерть, поддерживая нескончаемый круговорот времени.
Уроборос и духовное преображение
Еще одна трактовка символа связана с пустым пространством внутри кольца уробороса – считается, что это дао или «путь человека». Это единство духа и материи, сознательного и бессознательного, приобщение к вечности, а также умение быть всем и ничем, в конечном счете раствориться во Вселенной, отдать ей свою личность и достичь единства с первоосновой бытия. Познание пути дао основывается на отрицании социальных ценностей, таких как добро, зло, красота, уродство и т.п., оценок событий и материальных критериев, таких как богатство, нищета. Основные методы дао – это не-делание, то есть отказ от любой целенаправленной деятельности и созерцательное отношение к реальности.
Современные психологи рассматривают уроборос как символ внутреннего дуализма, двойственности личности – в человеке присутствует как светлое, так и темное начало. В данном случае речь идет о принятии себя как личности с определенным набором характеристик, без впадания в самообвинение и принижение своего «Я», а также об освобождении от навязанных когда-то и кем-то ярлыков и оценок, приводящих к появлению комплексов неполноценности. Здесь помогут медитации на принятие себя и любовь к себе, повторение положительных аффирмаций и проработка травмирующих эпизодов.
Так называемое уроборическое равновесие, доступное в младенческом возрасте, когда границы тела не ощущаются, а оральные потребности стоят на первом месте, сохраняется в психике. И в моменты кризиса и стресса человек может бессознательно скатываться к начальным стадиям развития. Зависимость от алкоголя, пищи, отношений, игр – это попытки вернуться в «материнское лоно», к убаюкивающему состоянию единства с материнским объектом. Вспоминая древнюю трактовку уробороса, ясно, что это переходный момент между смертью и перерождением – смертью старой личности и рождением новой. И если зрелый человек, пройдя через точку «уробороса», обретает новые силы и переходит на другую стадию развития, то незрелый индивидуум будет бессознательно стремиться слиться с убаюкивающим состоянием изначального равновесия, вплоть до появления у него суицидальных желаний. Здесь необходима помощь квалифицированного психолога, который поможет незрелому эго окрепнуть и выйти из детско-материнских отношений и осознать себя как индивидуальность.
Еще одна трактовка уробороса – как бесконечного лабиринта, в котором заперт разум современного человека. Человек производит автоматические действия, выполняет вложенные в его ум с детства ритуалы и практики, направленные на выживание в социуме, идёт по одним и тем же неверным дорогам, которые проложили задолго до него. При этом он бесконечно ищет истину и не может её найти, погрязнув в социальных играх, иллюзорные победы и проигрыши в которых приводят к реальным трагедиям, болезням и смерти. Стоит остановиться и посмотреть внутрь себя – попытаться понять мотивы своих чувств и действий, наблюдая за собой как бы со стороны (чтобы не попасть в ловушку повторно переживаемых эмоций). То есть, представить на своем месте другого человека и подумать – какие ошибки были сделаны, как их можно было избежать, какие варианты вообще были допустимы в этой ситуации и т.д.
Автор: Валерия Созонтова