Любой человек по мере взросления ощущает, что идеи о “добре и благе”, про которые ему рассказывали в детском садике и школе воспитатели и учителя, постепенно обнаруживают свою недостаточность. Да, быть “хорошим человеком” – это отлично. Но это слишком общая идея, которая не может даже намекнуть личности, как верно действовать в той или иной жизненной ситуации.
Садхгуру и его идея об ответственности
Вам может показаться, что “ответственность” – это слишком заезженная идея. Что из неё можно выжать? Ясное дело – нужно быть “ответственным” человеком. Но, помимо своей заезженности, тема ответственности часто видится в “грозном”, суровом свете: “Дайте мне маленькую полянку под мою ответственность. Большую полянку не давайте, я не потяну. Мне страшно”. – Так думает инфантильная личность. Но даже неинфантильная личность может поразиться, насколько глобально трактует понятие ответственности Садхгуру.
Вот его идея.
Твоя ответственность неограничена
Если вы увидите, что вы ответственны за всё, чем вы сейчас являетесь, вы сможете мечтать о том, каким вы хотите быть завтра. Если вы не желаете нести ответственность за то, чем вы сейчас являетесь, вы отказываетесь от своего завтрашнего дня, – то есть вы отказываетесь от своих мечт и надежд. Если вы не отвечаете за то, чем являетесь, как вы сможете отвечать за что-то, чем вы ещё не стали?
Ответственность – это способность отвечать, иметь возможность реагировать на что-либо (здесь Садхгуру рассматривает английское слово “responsibility”, означающее ответственность). Если вы осознаете, что ответственны за всё, что бы ни случилось в вашей жизни, то вы сохраняете способность реагировать. Если же вы думаете, что не ответственны, то вы будете реагировать на ситуации бесконтрольно, компульсивно. [Компу́льсия (англ. compulsive «навязчивый», «принудительный») — симптом, представляющий собой периодически возникающее навязчивое поведение, ритуалы или ментальные акты. Действия, которые, как человек чувствует, он вынужден выполнять.]
Что такое жизнь? – Это способность реагировать. То, в чём нет жизни – мертво и не способно реагировать (здесь Садхгуру приводит в пример тело мертвеца, уже неспособное ни на что реагировать).
И вот вопрос. Насколько живыми вы хотите быть? Очевидно, что на все 100%. И в этом случае вы обязаны устранить все барьеры, которые вы установили для собственной способности реагировать.
С возрастом может снизиться подвижность. Но живость может не снижаться. Даже если вам 100 лет, вы можете обладать ЖИВОСТЬЮ пятилетнего ребёнка, даже если ваша ПОДВИЖНОСТЬ ограничена.
У среднестатистического человека живость с годами угасает, потому что он совершает самоубийственные действия.
Когда вы были ребёнком, вы могли отреагировать на что угодно. А сейчас – “за это я не отвечаю”, “и за то я не отвечаю”. Вы оставили в своей жизни одного или двух людей, с которыми у вас происходит живое взаимодействие. В остальных ситуациях вы ходите словно камень, не реагируя ни на что.
Ваши действия ограничены, потому что действия в этом мире требуют осуществления множества факторов. К примеру, близкий вам человек находится далеко от вас, в другой стране. И вы не можете из-за расстояния влиять на него. Но вы всё равно чувствуете ответственность за него. Поэтому ваша ответственность – неограничена, а ваши действия – ограничены.
Если вы осознаете, что ваша способность отвечать безгранична, тогда в жизненных ситуациях вы будете реагировать настолько, насколько способны. Вы сделаете то, что сможете, а то, чего не сможете, в любом случае не произойдёт.
Если в этой жизни не делаешь того, чего не можешь сделать – это не проблема. Если же не делаешь того, что мог бы, ты – настоящая катастрофа.