Бхимрао Рамджи Амбедкар, индийский политический деятель, назвал текст речи, которую ему не разрешили произнести, «Уничтожение касты». Это было в 1935 году на фоне социального и политического брожения в обществе за свободу, когда социальная реформа стояла на повестке дня так же остро, как и требования политической свободы.
После обретения Индией независимости антикастовые настроения утихли. Социальная мобилизация против касты уступила кастовой солидарности и кастовой власти. В то время как расширение прав и возможностей угнетенных каст является в значительной степени частью избавления от кастового неравенства и теоретически может привести к отмене каст – это больше не является заявленной целью какой-либо партии или движения.
Уничтожение кастовой системы
Может ли Индия обрести мощную политическую и экономическую систему, сохраняя кастовое деление? Может ли Индия продолжать развивать проект демократизации, не избавляя свое общество от структурного неравенства?
У демократической политики есть проверенные способы ставить краткосрочные цели, разрабатывая долгосрочную стратегию развития. Победа на следующих выборах дает избранным кандидатам бразды правления государством; но в долгосрочной перспективе, как считают многие эксперты, Индию ждут проблемы, если кастовая система будет сохранена.
Антикастовая программа практически исчезла из политического дискурса. Тем не менее, необходимость в этом дает о себе знать изо дня в день – в обществе постоянно происходят случаи бессмысленного насилия над мужчинами, похищения молодых девушек, изнасилования и убийства молодых пар, вступивших в брак из разных каст.
Хиндутва как мощное движение, имеющее приверженцев среди миллионов индийцев, стремится мобилизовать индусов, как они живут в настоящий момент. Но они живут в кастовой иерархии. Именно отдельные элементы хиндутвы побудили некоторых жителей деревни в Гуджарате избить пятерых юношей далитов за то, как они обошлись с мертвой коровой. Кастовая иерархия требует, чтобы определенные касты, низкие в социальном плане, выполняли работу по уничтожению мертвых животных. Политика в отношении “священных животных” – это индуистская тема по объединению индусов, но в итоге она проявляет агрессию к тем, кто находится на дне кастовой пирамиды, чья работа заключается в том, чтобы утилизировать мертвых животных, нанося ущерб единству индийцев.
Однако в индуизме есть интеллектуальные ресурсы, которые можно использовать для аргументации в пользу индуистского общества, лишенного касты, а именно, философия адвайты, которая утверждает, что все во вселенной является тем или иным проявлением Атмана, Единого.
Именно на основе Адвайты главный социальный реформатор Кералы (штат в Индии), Шри Нараяна Гуру, выступил против кастовых различий. Однако Адвайта считает, что мусульмане также являются формами Атмана. Не только кастовые различия, но и религиозные различия – это такая большая иллюзия (“майя”), от которой страдают люди.
Роль урбанизации и индийской молодёжи в сломе кастовой системы
Это проблема индийцев: всеобщее индуистское единство на интеллектуальной основе должно будет избегать изображения мусульман как врагов, а объединение некоторых групп индусов на основе традиционных индуистских ценностей рискует вызвать насилие против тех, кто находится в нижней части кастовой иерархии.
Возможно, положительную роль в этом вопросе сыграет индийская урбанизация. В городских условиях люди живут и работают вместе, основываясь на их виде деятельности, а не на их касте. Люди относятся к коллегам как к членам команды, с которыми им необходимо сотрудничать, оценивают их с точки зрения работы, которую они выполняют, и их поведения, а не исходя из места, откуда они пришли, или их касты или веры.
Чем выше степень урбанизации, тем ниже роль касты и сообщества как организующей структуры общественной жизни. Чем больше юношей и девушек, которые живут и работают в условиях большого города, вдали от ограничений традиций, тем выше вероятность заключения браков без оглядки на касту.
Урбанизация обусловлена диверсификацией экономики. В современных сферах услуг и промышленности создается больше рабочих мест, чем в сельском хозяйстве, и они создаются в городах, а не на селе. Поэтому люди переезжают из деревни в город.
Чем быстрее будет происходить процесс экономического роста, тем быстрее будет идти процесс диверсификации экономики и создания разнообразных нетрадиционных рабочих мест, в которые люди могут перемещаться, не обращая внимания на их традиционные занятия. Единственным требованием является база знаний, необходимая для выполнения этих работ.
Экономический рост, качественное образование и здравоохранение, которые способствуют урбанизации и массовой миграции молодых людей из традиционной жизни, позволяют молодёжи становится мощной силой, направленной на слом кастовой системы.