•  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Миф является одной из первых форм человеческого мировоззрения. Он возник на начальном этапе формирования человеческого общества – в первобытной общине. Наиболее древними были мифы о происхождении Вселенной, Солнца, Луны, звезд. Впоследствии, на высоких уровнях развития мифологических систем, возникли и распространились мифы о богах и происхождении человека. С самого начала мифы носили сакральный характер, то есть были соединены с религиозными верованиями.

Если говорить о современном обществе и проблеме существования в нем мифологических форм, то можно с уверенностью сказать, что их существование невозможно. Как утверждал французский культуролог Леви-Брюль, миф является одной из стадий развития сознания и соответствует определенной исторической эпохе. Для мифологического мировоззрения характерно осознавать свой род как коллективную личность, которая убеждена, что имеет общего предка – тотема. В условиях первобытно-общинного строя тотемные верования получили широкое распространение и оказались очень практичными, поскольку составляли индивидов в родовую целостность и, следовательно – являлись жизненной силой. Кроме того, мифологическое мировоззрение таким образом было обращено в прошлое, ведь предок-тотем существовал прежде, и для первобытного человека он был идеалом деятельности. Несмотря на то, что мифологическое мировоззрение является в основном анимистическим, сформировалась антропоморфная картина бытия, то есть одухотворение всего сущего. Здесь присутствует очеловечивание природы, нераздельность человека и космоса.

С развитием общества развивается и мировоззрение. Последующими его стадиями стали религия и философия. Пройдя все стадии формирования сознания, человечество не может вернуться к исходной так же, как старый человек не может вновь стать ребенком.

В первобытную эпоху люди все явления природы – да и саму жизнь – объясняли через мифы. Сейчас же большинство мифов объяснено наукой. Поэтому современный человек не задает тех вопросов, ответы на которые интересовали человека, который жил до нашей эры. Задавая другие вопросы, люди пытаются дать на них научный ответ, не изобретая богов и героев. Единственные члены современного общества, предоставляющие мифам какое-то значение – это дети, которые до определенного возраста верят в сказки, легенды и тому подобное.

Мифы как основа культуры и идеологии

Конечно, и в наше время существуют племена, находящиеся на той или иной стадии первобытного общества, и в которых сохраняется первобытная форма сознания. Но если брать только цивилизованный мир, то существование мифов в нем возможно лишь в области культуры. Именно на мифопоэтической концепции мира и человека создано большинство театральных, музыкальных, художественных и литературных произведений (художественное творчество Габриэля Маркеса и Чингиза Айтматова), некоторые пережитки современных традиций (та же вера в призраков или душу человека, инопланетян и т.д.). В худшем случае порождаются идеологические мифы: стоит вспомнить ХХ век, который привнес жестокие тоталитарные системы в жизнь человечества.

***
Таким образом, можно увидеть, что проблема существования мифологических форм сознания в современном обществе связана с долгим историческим процессом, который человечество проходило на протяжении двух тысяч лет. За это время мировоззрение человека неоднократно менялось: менялись жизненные утверждения и ценности человека, менялось понимание человеком своего назначения в мире. С развитием науки увеличивался объем знаний человечества о Вселенной – и мифологическое объяснение существования мира постепенно исчезло. Сейчас мифологические формы сознания существуют только в детском и инфантильном мировоззрении. Среди взрослых они влияют лишь на художественное творчество.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •