Нет ничего проще, чем быть маргиналом с миллионом долларов США за пазухой – и при этом наслаждаться высококлассным сервисом. В банке, гипермаркете, парикмахерской, обувном салоне или приёмной депутата – да будь хоть лохматой грязной собакой, но только лишь обнаружь признаки денежного благополучия – и самое обходительное, почти лакейское отношение к собственной персоне со стороны продавца или менеджера по персоналу у тебя в кармане.
Таковы правила игры в современном капиталистическом обществе.
Уважение и почтение – только игра
Обслуживающий персонал в предприятиях торговли в буквальном смысле натаскивают быть вежливыми и предупредительными по отношению к клиентам. В обществе потребления по-другому и быть не может.
Страшное преступление – быть НЕ вежливым по отношению к покупателю.
С одной стороны, это правильно.
Старшее поколение помнит “атмосферу уюта” в торговле в годы советской власти.
Быть вежливым по отношению к другому человеку – это нормально.
Проблема в том, что уважение, почтение вбиваются в головы людей только лишь для того, чтобы у бизнеса росли доходы.
“Сделай клиенту приятное. Уважь его. Улыбнись ему. Обслужи его по полной. Удовлетвори его потребности!” – вот что написано в секретных методичках по достижению успеха каждого уважающего себя предпринимателя.
Мораль капитала диктует уважение к клиенту. Любой современный бизнес без лояльных клиентов – дырка без бублика. Ничто. Не зацепил клиента своим продуктом? – До свиданья. Потенциальный клиент уйдет к конкуренту, что будет означать смерть неклиентоориентированного бизнеса.
Клиентоориентированный бизнес лижет пятки потребителю, чтобы содрать с него три шкуры. Чтобы показатели прибыли в годовом отчете радовали акционеров.
Настоящее отношение не купишь за деньги
Неприятно, когда тебе грубят. Но грубость – это открытое выражение чувств, в отличие от “уважения” и “почтения”, купленных за клиентские деньги и поощрение от начальства. Нет ничего хуже, чем “уважать” кого-либо из корыстных побуждений.
Можно быть заранее готовым к грубости и хамству. Когда понимаешь, что каждое действие внешнего мира по отношению к тебе обусловлено твоими собственными поступками, тогда любое отношение к тебе – позитивное или негативное – воспринимается одинаково бесстрастно.
Искренняя грубость лучше притворного почтения.