Никита Михалков, прославленный советский и российский режиссер, озадачен таким явлением, как видеоблогеры. На примере Кати Клэп, Руслана Соколовского и Ивангая режиссер пытается осмыслить влияние блогеров YouTube на общество.

Человечество само себя довольно интересно дрессирует на протяжении последних столетий.  Кажется, только недавно люди узнавали о событиях “большого” мира через газеты и письма от родственников и друзей, развлекались песнями и плясками, а в вопросе передвижения надеялись на лошадей и собственные ноги.

С наступлением эры научно-технического прогресса жизнь становится разнообразней. И глаз уже затрудняется в выборе, за что ему уцепится. Посмотреть в небо на птицу или прочесть твит? Полюбоваться облаками, предвещающими грозу, или уделить время блогеру, рассуждающему на тему подкормки тюльпанов?

Никита Михалков удручен тем, как мелко плавают нынешние властители дум. Катя Клэп обсуждает, что лежит в ее сумочке, а Руслан Соколовский берет приступом екатеринбургский Храм-на-Крови для ловли покемонов в смартфоне.

Жизнь на виду

Н. Михалков: “Желание жизни на виду, желание мгновенного счастья и славы, мгновенного просыпания среди звёзд – из желания этого на что может пойти человек? …Ничего не остаётся для себя. Всё, что приходит в голову, мгновенно выбрасывается в мир”.

О манере подачи информации блогерами Никита Михалков говорит так: “Вот сейчас, онлайн: я думаю об этом, я ем это, я хочу этого. Обратите внимание на специфику речи: абсолютная покатость, отсутствие пауз, времени для того, чтобы подумать о том, что я хочу сказать. Эта словесная диарея вместе со специфическими жестами заволакивает человека в мир, в котором не существует ничего того, за что человеку можно самому уцепиться. Не надо ничего запоминать, надо мгновенно это выбрасывать в пространство”.

Режиссёр затронул и тему челленджев. Фанаты того или иного блогера принимают вызов от своего кумира и выполняют не очень разумные действия: например, пытаются проглотить клей ПВА или спрыгнуть с моста (на тросе, конечно). Никита Михалков обращает внимание, что в этом случае человека призывают рисковать всерьёз своей жизнью. Если раньше человек подвергал свою жизнь смертельной опасности на дуэлях, чтобы ответить на оскорбление и защитить честь и достоинство, то в случае современных челленджей индивид рискует просто так. Чтобы не потерять уважение блогера, кумира, который предложил ему челлендж. На собственное уважение и достоинство человеку, похоже, наплевать.

“Ну выпил ты клей, а дальше что?” – Вопрошает Н. Михалков.