•  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Кастовая система является одной из уникальных особенностей индийского общества. Её история уходит в глубину веков. Кастовая система – объект постоянной критики со стороны прогрессивных индийских общественно-политических сил.

Яна → Яти → Каста

Для обозначения категорий населения в самой Индии использовались термины “джати” (jati).
“Джати” происходит от слова “джана” (jana), которое обозначает “рождение”. Таким образом, слово “джати” связано с рождением.

В настоящее время для обозначения социальных групп прижился термин “каста”.

Понятие «каста» происходит от португальского слова «каста», что означает “раса”, “происхождение” или “порода”. Португальцы использовали слово “каста” в современном смысле, когда использовали его по отношению к наследственным индийским социальным группам, называемым в Индии «джати». 

Согласно Андерсону и Паркеру, “каста – это крайняя форма организации социального класса, в которой положение индивидов в статусной иерархии определяется происхождением и рождением”.

Как возникла кастовая система в Индии: различные теории

Есть много теорий, таких как традиционная, расовая, политическая, профессиональная, эволюционная и т. д., которые пытаются объяснить кастовую систему в Индии.

Традиционная Теория

Согласно этой теории, кастовая система имеет божественное происхождение, она является продолжением системы варн. Варны, в свою очередь, произошли от тела абсолютного божетсва Брахмы.

На вершине иерархии находятся брамины, которые были в основном учителями и интеллектуалами и происходили из головы Брахмы. Кшатрии, или воины и правители, вышли из его рук. Вайшьи, или торговцы, были созданы из его бедер. Внизу иерархии – шудры, они родились из ног Брахмы. 

Происхождение варн в зависимости от части тела Брахмы имеет простое объяснение. Рот означает использование для проповеди, обучения и т. п., руки – защита, бедра – ведение бизнеса, ступни помогают всему телу, поэтому обязанность шудр состоит в том, чтобы служить всем остальным варнам. 

Сторонники этой теории ссылаются на Пурушасукту из Ригведы, Манусмрити и т. д., чтобы придать авторитетности своей позиции.

Расовая теория

Санскритское слово для касты – варна, что означает цвет. Кастовая стратификация индийского общества берет свое начало в четырехчленной варновой системе, включающей брахман, каштриев, вайшьи и шудры. Индийский социолог Д.Н. Маджумдар в своей книге “Расы и культура в Индии” пишет, что кастовая система родилась после прибытия арийцев в Индию.

Ведическая литература подчеркивает различия между ариями и неариями (дасами), не только в их цвете лица, но также в их речи, религиозных практиках и физических характеристиках.

Система варн, распространенная в течение ведического периода, была основана главным образом на разделении труда и вида занятий. Три класса – Брахма, Кшатра и Вис – часто упоминаются в Ригведе. Брахма и Кшатра представляли учёных-священников и военачальников. Вис состоял из всех простых людей. Название четвертого класса, «шудра», встречается в Ригведе только один раз. Класс “шудра” состоял из домашних слуг.

Политологическая теория

Согласно этой теории, кастовое устройство представляет из себя хитроумную систему, изобретенную браминами для того, чтобы поставить себя на самую высокую ступень социальной иерархии.

Д-р Гурье заявляет: «Каста – брахманское дитя индоарийской культуры, обитающей в земле Ганга, а затем перенесенной в другие части Индии».

Брахманы даже ввели понятие духовной заслуги для царя через класс священнослужителей, чтобы заручиться поддержкой правителя страны.

Профессиональная теория

Кастовая иерархия, согласно профессиональной теории, “сортирует” людей в соответствии с родом занятий. Те профессии, которые считались лучшими и респектабельными, делали тех, кто их выполнял, выше тех, кто занимался грязными, “недостойными” профессиями.

Согласно Ньюфилду, «одна только функция ответственна за происхождение кастовой структуры в Индии». С функциональной дифференциацией возникла профессиональная дифференциация и многочисленные профессиональные подклассы.

Эволюционная теория

Согласно этой теории, кастовая система возникла не неожиданно. Это результат длительного процесса социальной эволюции.

Причины появления каст согласно эволюционной теории:

  • наследственные роды;
  • стремление брахманов не смешиваться с другими социальными группами;
  • отсутствие жесткого контроля государства;
  • нежелание правителей применять единые стандарты законов и обычаев в отношении всего общества;
  • учения «кармы» и «дхарма» также объясняют происхождение кастовой системы. В то время как теория “кармы” придерживается мнения, что человек родился в определенной касте из-за его действий в предыдущем воплощении, доктрина дхармы объясняет, что человек, который принимает кастовую систему и принципы касты, к которой он принадлежит, живет согласно “дхарме”. Подтверждение своей собственной дхармы также сказывается на рождении в будущем (т. е. после смерти) в богатой высокой касте, а нарушение принципов дхармы ведёт к рождению в низшей и бедной касте.
  • идеи исключительной семьи, поклонения предкам;
  • столкновение антагонистических культур, особенно патриархальной и матриархальной систем;
  • конфликт рас, наличие предрассудков;
  • целенаправленная экономическая и административная политика, проводимая различными завоевателями;
  • географическая изоляция индийского полуострова;
  • вторжения извне;
  • сельская социальная структура.

Необходимо отметить, что именно с постведического периода древнее различие между ариями и шудрами стало проявляться как “двиджа” и “шудра”. Первые три варны называются “двиджа” (дваждырождённые), потому что они должны пройти церемонию инициации, которая является символом перерождения. “Шудра” называются “экаджати” (“единожды рождённые”).

Кастовая система активно развивалась после Маурского периода, особенно с появлением династии Шунга, основанной Пушьямитрой Шунгой (184 год до н.э.). Эта династия была страстным покровителем «брахманизма». Благодаря Манусмрити, брахманы обосновали своё превосходство и наложили жесткие ограничения на шудр. Манусмрити упоминает, что “у шудры, оскорбляющего дваждырожденного человека, отрежут язык”.

Китайский ученый Хён Цанг, посетивший Индию в 630 году нашей эры, пишет, что «брахманизм господствовал в стране, каста управляла социальной структурой, и люди, занимавшиеся нечистыми профессиями, такие как мясники, падальщики, должны были жить за пределами города».

Основные особенности кастовой системы в Индии

Сегментарное деление общества

Общество делится на различные небольшие социальные группы, называемые кастами. Каждая из этих каст представляет собой хорошо развитую социальную группу, состав которой определяется с учетом рождения.

Иерархия

Согласно Луи Дюмону, касты учат нас фундаментальному социальному принципу иерархии. На вершине этой иерархии находится каста браминов, а внизу – неприкасаемые. Между ними находятся промежуточные касты, относительные положения которых не всегда ясны.

Эндогамия

Эндогамия является главной характеристикой касты, то есть члены касты или подкасты должны вступать в брак в пределах своей касты или подкасты. Нарушение правила эндогамии означало бы остракизм и потерю касты. Тем не менее, гипергамия (практика вступления в брак женщин с кем-то, кто богаче или более высокой касты или социального статуса) и гипогамия (брак с человеком с более низким социальным статусом) также были распространены. 

Принцип “готра экзогамия” (gotra exogamy) также поддерживается в каждой касте. Каждая каста подразделяется на разные мелкие единицы на основе готры. Члены одной готры, как полагают, являются наследниками общего предка, следовательно, запрещение брака в одной и той же готре.

Наследственный статус и род занятий

Мегастен, греческий путешественник в Индию в 300 г. до н.э., упоминает наследственную родословную как одну из двух особенностей кастовой системы (другой является эндогамия).

Ограничение на еду и напитки

Обычно каста не принимает приготовленную пищу от любой другой касты, которая стоит ниже, чем она сама в социальном масштабе, из-за понятия загрязнения. 

Были также различные табу, связанные с едой. Табу кулинарии, которая определяет людей, которые могут готовить еду. Запрет на питание, который может устанавливать ритуал. Табу, касающееся человека, с которым можно есть пищу. Наконец, табу, связанное с материалом сосуда (из глины, меди или латуни), который можно использовать для питья или приготовления пищи. Например: в северной Индии брамин принимал пищу пакки (приготовленную в топленом масле) только из некоторых каст ниже своей. Тем не менее, ни один человек не примет пищу качча (приготовленную в воде), приготовленную низшей кастой. Пища, приготовленная брамином, приемлема для всех. Говядина не допускалась никакими кастами, кроме хариджанов.

Особое имя

У каждой касты есть свое имя, которое мы можем идентифицировать. Иногда занятие также связано с определенной кастой.

Концепция Чистоты и Загрязнения 

Высшие касты утверждали, что обладают ритуальной, духовной и расовой чистотой, которую они поддерживают, удерживая низшие касты от понятия загрязнения. Идея загрязнения означает, что прикосновение человека из низшей касты загрязнит или осквернит человека из более высокой касты. Даже его тень считается достаточной, чтобы загрязнять человека более высокой касты.

Джати Панчаят 

Статус каждой касты тщательно защищен не только кастовыми законами, но и конвенциями. Они открыто исполняются сообществом через руководящий орган или совет под названием Jati Panchayat. Эти панчаяты в разных регионах и кастах названы особым образом, например, Кулдрия в Мадхья-Прадеше и Джохила в Южном Раджастхане.

Варны и касты: в чём разница

Варна и каста – это два разных понятия, хотя некоторые люди ошибочно считают, что это одно и то же. Вот несколько критериев, которые различают варны и касты.

1. Буквально “варна” означает цвет и происходит от корня “ври”, что означает выбор своей профессии. Следовательно, Варна заботится о своем “цвете” или профессии.

Каста или “джати” происходит от коренного слова “джана”, которое подразумевает рождение. Таким образом, каста связана с рождением.

2. Варн всего четыре: брахманы, кшатрии, вайшья и шудры.

Каст очень много, их сотни и тысячи. Касты также имеют много подразделений, известных как подкасты.

3. Варны – это общеиндийское явление.

Наличие множества каст основано на региональных и языковых различиях.

4. По сравнению с кастами мобильность внутри варн относительно широка в зависимости от таланта и знаний индивида.

Касты основаны на жестких принципах. Это закрытый тип стратификации.

5. Варненская система свободна от социально-экономических и политических недостатков.

Каста налагает много ограничений на участников.

6. Соотношение варн друг с другом в основном положительное.

Корреляция между кастами не всегда положительна. Возможны различия в связи с экономическим, политическим и образовательным статусом различных групп.

Функции кастовой системы

  1. Кастовая система продолжала традиционную социальную организацию Индии.
  2. Касты охватывают многочисленные общины, обеспечивая каждой из них монополию на определенные средства к существованию.
  3. Социальное обеспечение и социальное признание отдельных лиц. Каста определяет выбор партнера для брака, она устанавливает правила и нормы жизни. Кроме того, система каст регламентирует размер пособий по медицинскому страхованию.
  4. Кастовая система устанавливает порядок передачи знаний и навыков наследственного занятия касты от одного поколения к другому, что помогло сохранить культуру и обеспечило производительность общин.
  5. Каста играет важную роль в процессе социализации, обучая людей культуре и традициям, ценностям и нормам их общества.
  6. Касты влияют на выгодное взаимодействие между различными кастами через отношения джаджмани. Каста действовала как профсоюз и защищала своих членов от недостатков эксплуатации.
  7. Кастовая система способствовала политической стабильности, так как кастовая система в целом защищала кшатриев от политической конкуренции, конфликтов и насилия.
  8. Сохранение расовой чистоты посредством эндогамии.
  9. Узкая специализация каст привела к качественному производству товаров и тем самым способствовала экономическому развитию. К примеру, многие ремесленные изделия Индии получили международное признание благодаря влиянию каст.

Негативное влияние кастовой системы

  1. Кастовая система является сдерживающим фактором экономического и интеллектуального развития и большим препятствием на пути социальных реформ, потому что она сохраняет экономические и интеллектуальные возможности только для определенной части населения.
  2. Касты подрывают эффективность труда и препятствуют мобильности труда, капитала и производительных мощностей.
  3. Касты увековечивает эксплуатацию экономически более слабых низших каст, особенно неприкасаемых.
  4. Кастовая система является причиной тяжелого положения женщин, поддерживая такие традиции, как ранние браки, запрет на повторный брак вдовы, одиночество женщин и т. д.
  5. Кастовая система противостоит реальной демократии, предоставляя политическую монополию кшатриям в прошлом. Есть политические партии, которые представляют исключительно людей определённой касты.
  6. Кастовая система встала на пути становления национального самосознания индийцев и оказалась скорее дезинтегрирующим, чем объединяющим фактором. Кастовые конфликты широко распространены в политике, на рабочих предприятиях, в образовании, межкастовых браках и т. д.
  7. Касты способствуют религиозной “эмиграции”: люди низших каст переходят в ислам и христианство из-за тирании высших каст.
  8. Кастовая система, заставляя человека действовать строго в соответствии с кастовыми нормами, стоит на пути модернизации, противостоя изменениям.

Является ли кастовая система уникальной для Индии?

Кастовая система встречается в других странах, таких как Непал, Пакистан и Шри-Ланка. Кастоподобные системы также встречаются в Индонезии, Китае, Корее, Йемене, а также в некоторых странах Африки, Европы.

Но что отличает индийскую кастовую систему от остальной, так это ключевая тема чистоты и загрязнения, которая является второстепенной или незначительной в других подобных системах мира. В Йемене существует наследственная каста аль-Ахдама, в которую входят работники физического труда. Буракумины в Японии, первоначально принадлежавшие к общинам изгоев японской феодальной эпохи, относятся к профессиям, которые считаются нечистыми или “испорченными” смертью домашних животных.

Индия уникальна в некоторых аспектах.

  1. В Индии была культурная преемственность, которой не было ни в одной другой цивилизации. Древние системы, религии, культуры других цивилизаций в основном исчезли. В Индии история присутствует, и даже внешние империи в большей степени сохраняли индийский уклад, а не меняли его.
  2. Касты были внедрены в современную религию, что затрудняет их удаление.
  3. В Индии кастовая система – сложносоставное явление. То, что известно как «каста», на самом деле состоит из 3 отдельных компонентов –  джати, джана, варна. Джати – это профессиональная идентификация. Яна – этническая идентификация. Варна – это философская идентификация. Они были плотно объединены на протяжении веков.
  4. В самый трансформирующий период своей истории – последние 3 столетия – Индия находилась в условиях страны, подчинённой европейцам. Таким образом, Индия потеряла много времени на перемены. Большинство изменений в системе произошло только в 1950-е годы, когда Индия стала республикой.

Подводя итог, следует сказать, что каста как культурный феномен (т. е. как идеология или система ценностей) встречается только в Индии. В случае, когда кастовая система рассматривается как структурный феномен, она встречается и в других обществах.

Существует четыре социологических подхода к касте, которые различают 4 уровня теоретической формулировки: культурный и структурный, а также универсальный и частичный. 

  • Структурно-частный взгляд на касту утверждает, что кастовая система ограничена индийским обществом.
  • Структурно-универсальная категория утверждает, что каста в Индии является общим явлением закрытой формы социальной стратификации, встречающейся во всем мире.
  • Третья позиция социологов, таких как Гурье, которые рассматривают касту как культурный универсалистский феномен, утверждает, что кастовые культурные основы стратификации встречаются в большинстве традиционных обществ. Каста в Индии представляет собой особую форму, основанной на социальном расслоении. Эта точка зрения была сформулирована Максом Вебером.
  • Культурно-специфический взгляд представляет французский социолог и индолог Луи Дюмон, который считает, что касту можно найти только в Индии.

Является ли кастовая система уникальной для индуизма?

Кастовые различия практикуются в других религиях, таких как непальский буддизм, христианство, ислам, иудаизм и сикхизм. Но главное отличие заключается в том, что кастовая система в индуизме упоминается в его священных писаниях, в то время как другие религии приняли касту как часть социального устройства общества или религиозных особенностей. Другими словами, кастовая система в индуизме – это религиозный институт, а в других – социальный.

  • Ислам – некоторые индусы высшей касты обратились в ислам и стали частью правящей группы Султанатов и Империи Великих Моголов, которые наряду с арабами, персами и афганцами стали известны как ашрафы. Под ними – мусульмане средней касты, называемые аджлафами.
  • Христианство. В Гоа индуистские новообращенные брамины стали христианскими бамоннами, а кшатрии и вайшья стали христианами, называемые шардос. Те вайшья, которые не могли быть допущены в касту шардо, стали гауддосами, а шудры стали судирами. Далиты, принявшие христианство, стали махарами и чамарами.
  • Буддизм. Различные формы кастовой системы практикуются в нескольких буддийских странах, в основном на Шри-Ланке, в Тибете и Японии, где мясники и некоторые другие профессии считаются нечистыми.
  • Джайнизм. Есть джайнские касты, сплошь состоящие из джайнов. В то же время были джайнские подразделения нескольких индуистских каст.
  • Сикхизм. В сикхской литературе варна упоминается  как  варан, а  джати – как  Зат. Элеонора Несбитт, специалист в области религии, утверждает, что варан описывается как система классов, а  зат имеет некоторые особенности кастовой системы в сикхской литературе. Все гуру сикхов заключили брак в рамках своего  зата.

Разрушение кастовой системы

Кастовая система в Индии претерпевает изменения в связи с прогрессом в образовании, технологиях, модернизации и изменениях в общем социальном пространстве. Несмотря на общее улучшение условий низших каст, Индии еще предстоит пройти долгий путь, чтобы искоренить пороки кастовой системы.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •