“Я родился в СССР. Россия – это другая страна“.
Алексей Серебряков
В последнее время слова знаменитого российского актера Алексея Серебрякова, – каратэ-“Малыша” из “Фаната” (1989 г.) и “Адвоката” из “Бандитского Петербурга” (2000 г.) – не комментируют только самые ленивые журналисты и блогеры. Патриотически настроенных комментаторов терзает то, что живёт Серебряков в Канаде, а денежки зарабатывает в России.
Актёр всего-то и сделал, что немного поворчал – пусть даже и в нескольких интервью – на тему русских покосившихся заборов, лентяев и коррупции. А также дикого разгула хамства, подлости и чванства на 1/9 части суши под названием “Россия”.
Наибольший общественный резонанс вызвало последнее интервью Серебрякова, которое он дал видеоблогеру Юрию Дудю (опубликовано 20 февраля 2018 года).
Беседуя с блогером, Алексей Серебряков показал себя не банальным отщепенцем и переметчиком – как многим хотелось бы думать – а умным, рассудительным человеком.
Серебряков признался, что увёз семью в Канаду по двум основным причинам: желание дать детям шанс на лучшее, чем в этой стране, будущее, и нездоровая общая атмосфера в современной России.
Достоевский одобряет
Если попытаться сравнить Алексея Серебрякова с недавно ушедшим из этого мира (12 марта 2018 года) Олегом Табаковым, то общее впечатление, увы, не в пользу Серебрякова.
Олег Табаков – это добрый, забавный кот Матроскин (серия мультфильмов про Простоквашино), остроумный весельчак-бармен в “Человеке с бульвара Капуцинов”, застенчивый вор Альхен из “12 стульев” .
Роли Серебрякова оставляют впечатление какой-то тяжелой, мрачной “достоевщины”: хмурый, жестокий “Адвокат” из “Бандитского Петербурга”, депрессивный автослесарь из “Левиафана”, мрачно-пьяный самогонщик в фильме “Груз 200”.
Возможно, дело в эпохе. Если Табаков основные роли сыграл до распада СССР, то карьера Серебрякова пришлась на эпоху “новой” России, тяжело переживавшей – и до сих пор переживающей – смену социалистического уклада капиталистическим.
Как искусство влияет на общество
Серебряков как актёр востребован российской киноиндустрией. Созданные им образы впечатляют, заставляют задумываться над положением дел в России.
Но не должно ли искусство не только отражать с точностью до атома проблемную реальность, но и предлагать лучшие, безупречные образы, к которым потянуться сердца людей?
Покосившиеся заборы, опухшие от многодневного запоя лица и бесстыжих воров на государственной службе российское кино научилось показывать прекрасно. Возможно, когда-нибудь наше кино будет способно акцентировать внимание зрителей на лучших образах.